Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ННАБИХ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 727

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

КА́ННАБИХ (Cannabich), се­мья нем. му­зы­кан­тов. Мат­ти­ас Фран­циск (Мар­тин Франц) (ок. 1690 – 12.10.1773, Ман­гейм?), флей­тист и ком­по­зи­тор. Иг­рал в ман­гейм­ском при­двор­ном ор­ке­ст­ре, со­чи­нял для флей­ты (сб. «Шесть со­нат для флей­ты и ба­са», опубл. в Па­ри­же в нач. 1740-х гг.).

Его сын Кри­сти­ан (Ио­ганн Кри­сти­ан) (кре­щён 28.12.1731, Ман­гейм – 20.1.1798, Франк­фурт-на-Май­не), ком­по­зи­тор, скри­пач и ди­ри­жёр. С 1744 в ман­гейм­ском при­двор­ном ор­ке­ст­ре (сна­ча­ла скри­пач-уче­ник, с 1746 уча­ст­ник). Учил­ся у Я. Ста­ми­ца, в нач. 1750-х гг. у Н. Йом­мел­ли в Ри­ме и Штут­гар­те. В Ми­ла­не по­зна­ко­мил­ся с му­зы­кой Дж. Сам­мар­ти­ни и др. В 1756 вер­нул­ся в Ман­гейм, не позд­нее 1759 стал кон­церт­мей­сте­ром при­двор­но­го ор­ке­ст­ра, со­чи­нял му­зы­ку для при­двор­ных кон­цер­тов и ба­ле­тов. С 1774 ру­ко­во­ди­тель ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки при ман­гейм­ском дво­ре. На­ря­ду с Я. Ста­ми­цем круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ман­гейм­ской шко­лы. В пе­ри­од 1759–78 на­пи­сал св. 50 сим­фо­ний (из­да­ны Х. Ри­ма­ном в се­рии «Denk­mä­ler der Tonkunst in Bayern», 1902–07) и 20 ба­ле­тов. Рос­ту ев­роп. из­вест­нос­ти К. Кан­на­би­ха спо­соб­ст­во­ва­ла пуб­ли­ка­ция в Па­ри­же в 1760-х гг. бо­лее 40 его про­из­веде­ний. В 1778 вме­сте с ман­гейм­ским дво­ром пе­ре­ехал в Мюн­хен, где воз­глав­лял объ­е­ди­нён­ный ор­кестр из ман­гейм­ских и мюн­хен­ских му­зы­кан­тов, ру­ко­во­дил опер­ны­ми по­ста­нов­ка­ми и еже­недель­ны­ми кон­цер­та­ми. Ав­тор ок. 50 му­зы­каль­но-сце­нич. про­из­ве­де­ний (в осн. ба­ле­тов), ок. 80 сим­фо­ний (в т. ч. 2 кон­церт­ных сим­фо­ний), ря­да кон­цер­тов для ин­ст­ру­мен­тов (скрип­ки, флей­ты, кла­ви­ра) с ор­ке­ст­ром, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний (квар­те­ты, трио, ду­эты). Боль­шин­ст­во его про­из­ве­де­ний вы­дер­жа­но в ран­не­клас­сич. сти­ле, со­чи­не­ния мюн­хен­ско­го пе­рио­да (не ме­нее 18 сим­фо­ний, неск. ба­ле­тов, фп. кон­церт, му­зы­ка ме­ло­дра­мы «Элек­тра») по сти­лю близ­ки В. А. Мо­цар­ту, ко­то­рый вы­со­ко це­нил К. Кан­на­би­ха и был с ним дру­жен во вре­мя сво­его пре­бы­ва­ния в Ман­гей­ме; для его до­че­ри, ода­рён­ной пиа­ни­ст­ки Ро­зи­ны Кан­на­бих (1764 – ?), Мо­царт со­чи­нил фп. со­на­ту C-dur K 309.

Cын Кри­стиа­на – Карл Ав­густ (1771–1806), скри­пач и ком­по­зи­тор. Ра­бо­тал в Мюн­хе­не и Франк­фур­те-на-Май­не. Ав­тор опер-се­риа, скри­пич­ных кон­цер­тов, сим­фо­нии и др. со­чи­не­ний в клас­сич. сти­ле.

Лит.: Beck R. L. Geschichte und Genealogie der Hofmusikerfamilie Cannabich, 1707–1806 // Archiv für Musikwissenschaft. 1977. Bd 34; Аберт Г. В. А. Мо­царт. 2-е изд. М., 1988. Ч. 1. Кн. 2; Henze-Dohring S. Orchester und Or­ches­tersatz in Chr. Cannabichs Mannheimer Sin­fo­ni­en // Mozart und Mannheim. Fr./M., 1994.

Вернуться к началу