ЙОММЕ́ЛЛИ НИККОЛО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙОММЕ́ЛЛИ (Jommelli, Jomelli) Никколо (10.9.1714, Аверса, близ Неаполя – 25.8.1774, Неаполь), итал. композитор. Представитель неаполитанской школы. С 1725 учился в конс. «Сан-Онофрио» у Ф. Фео, с 1728 – в конс. «Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини» в Неаполе. В 1737 дебютировал в жанре оперы-буффа («Любовная ошибка» на либр. А. Паломбы, Неаполь). В 1741 брал уроки у Дж. Б. Мартини в Болонье и стал чл. Болонской филармонич. академии. С 1743 или 1745 муз. директор консерватории для девочек «Инкурабили» в Венеции. С 1749 помощник руководителя папской капеллы собора Св. Петра в Риме, с 1753 капельмейстер (с 1754 гл. капельмейстер) при дворе герцога Вюртембергского в Штутгарте. С 1769 жил попеременно в Аверсе и Неаполе. Автор св. 70 опер (включая пастиччо и театральные серенады), интермедий, одна из которых поставлена в России («Дон Фальконе», 1754, Болонья; 1779, С.-Петербург), ораторий (включая «Страсти Господа нашего Иисуса Христа» на либр. П. Метастазио, 1749, Рим; 1777, предположительно ц. Св. Елизаветы, С.-Петербург), светских и духовных кантат, месс и частей мессы (в т. ч. Реквиема Es-dur, 1756), мотетов, гимнов, градуалов, секвенций, офферториев, респонсориев и др. церковных сочинений; симфонии G-dur для цимбал, струнных и бассо континуо, дивертисментов для инструментального ансамбля, клавирных концертов, ансамблевых и клавирных сонат (в т. ч. «Duo» C-dur для клавесина или фп. в 4 руки).
Признание Й. принесли оперы-сериа (гл. обр. на либр. высоко ценившего его П. Метастазио). Испытав влияние Л. Лео, И. А. Хассе, франц. традиции, Й. достиг своеобразия в зрелых операх («Покинутая Дидона», 1747, Рим; 2-я ред. 1749, Вена; «Артаксеркс», 1749, Рим; 2-я ред. 1756, Штутгарт; «Аттилий Регул», 1753, Рим; «Олимпиада», 1761, Штутгарт; «Вологез», либр. М. Вераци по А. Дзено, 1766, Людвигсбург; «Фаэтон», либр. Вераци по Ф. Кино, 1768, там же; «Покинутая Армида», либр. Ф. С. де Рогати по Т. Тассо, 1770, Неаполь; «Ифигения в Тавриде», либр. Вераци, 1771, там же). Особый интерес представляют развёрнутые контрастные сцены, включающие разл. оперные формы; оркестровая ткань полифонизирована, отмечена яркими гармонич. находками и динамич. эффектами, предвосхитившими симфонич. новации мангеймской школы (по свидетельству И. Ф. Рейхардта, Й. первым применил оркестровое crescendo). Новаторскими были его гибкие, подчёркнуто выразительные аккомпанированные речитативы. За тенденцию к драматизации оперы-сериа Й. называли «итальянским Глюком», однако в трактовке сольных номеров, партий героев в целом Й. остался в рамках традиций.