Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙОММЕ́ЛЛИ НИККОЛО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 290

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. П. Сусидко

ЙОММЕ́ЛЛИ (Jommelli, Jomelli) Ник­ко­ло (10.9.1714, Авер­са, близ Не­апо­ля – 25.8.1774, Не­аполь), итал. ком­по­зи­тор. Пред­ста­ви­тель не­апо­ли­тан­ской шко­лы. С 1725 учил­ся в конс. «Сан-Оноф­рио» у Ф. Фео, с 1728 – в конс. «Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Пье­та-деи-Тур­кини» в Не­апо­ле. В 1737 де­бю­ти­ро­вал в жан­ре опе­ры-буф­фа («Лю­бов­ная ошиб­ка» на либр. А. Па­лом­бы, Не­аполь). В 1741 брал уро­ки у Дж. Б. Мар­ти­ни в Бо­ло­нье и стал чл. Бо­лон­ской фи­лар­мо­нич. ака­де­мии. С 1743 или 1745 муз. ди­рек­тор кон­сер­ва­то­рии для де­во­чек «Ин­ку­ра­би­ли» в Ве­не­ции. С 1749 по­мощ­ник ру­ко­во­ди­те­ля пап­ской ка­пел­лы со­бо­ра Св. Пет­ра в Ри­ме, с 1753 ка­пель­мей­стер (с 1754 гл. ка­пель­мей­стер) при дво­ре гер­цо­га Вюр­тем­берг­ско­го в Штут­гар­те. С 1769 жил по­пе­ре­мен­но в Авер­се и Не­апо­ле. Ав­тор св. 70 опер (вклю­чая пас­тич­чо и те­ат­раль­ные се­ре­на­ды), ин­тер­ме­дий, од­на из ко­то­рых по­став­ле­на в Рос­сии («Дон Фаль­ко­не», 1754, Бо­лонья; 1779, С.-Пе­тер­бург), ора­то­рий (вклю­чая «Стра­сти Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста» на либр. П. Ме­та­ста­зио, 1749, Рим; 1777, пред­по­ло­жи­тель­но ц. Св. Ели­за­ве­ты, С.-Пе­тер­бург), свет­ских и ду­хов­ных кан­тат, месс и час­тей мес­сы (в т. ч. Ре­к­вие­ма Es-dur, 1756), мо­те­тов, гим­нов, гра­дуа­лов, се­к­вен­ций, оф­фер­то­ри­ев, рес­пон­со­ри­ев и др. цер­ков­ных со­чи­не­ний; сим­фо­нии G-dur для цим­бал, струн­ных и бас­со кон­ти­нуо, ди­вер­тис­мен­тов для ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, кла­вир­ных кон­цер­тов, ан­самб­ле­вых и кла­вир­ных со­нат (в т. ч. «Duo» C-dur для кла­ве­си­на или фп. в 4 ру­ки).

При­зна­ние Й. при­нес­ли опе­ры-се­риа (гл. обр. на либр. вы­со­ко це­нив­ше­го его П. Ме­та­ста­зио). Ис­пы­тав влия­ние Л. Лео, И. А. Хас­се, франц. тра­ди­ции, Й. дос­тиг свое­об­ра­зия в зре­лых опе­рах («По­ки­ну­тая Ди­до­на», 1747, Рим; 2-я ред. 1749, Ве­на; «Ар­так­серкс», 1749, Рим; 2-я ред. 1756, Штут­гарт; «Ат­ти­лий Ре­гул», 1753, Рим; «Олим­пиа­да», 1761, Штут­гарт; «Во­ло­гез», либр. М. Ве­ра­ци по А. Дзе­но, 1766, Люд­вигс­бург; «Фа­э­тон», либр. Ве­ра­ци по Ф. Ки­но, 1768, там же; «По­ки­ну­тая Ар­ми­да», либр. Ф. С. де Ро­га­ти по Т. Тас­со, 1770, Не­а­поль; «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де», либр. Ве­ра­ци, 1771, там же). Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют раз­вёр­ну­тые кон­тра­ст­ные сце­ны, вклю­чаю­щие разл. опер­ные фор­мы; ор­ке­ст­ро­вая ткань по­ли­фо­ни­зи­ро­ва­на, от­ме­че­на яр­ки­ми гар­мо­нич. на­ход­ка­ми и ди­на­мич. эф­фек­та­ми, пред­вос­хи­тив­ши­ми сим­фо­нич. но­ва­ции ман­гейм­ской шко­лы (по сви­де­тель­ст­ву И. Ф. Рей­хард­та, Й. пер­вым при­ме­нил ор­ке­ст­ро­вое cres­cen­do). Но­ва­тор­ски­ми бы­ли его гиб­кие, под­чёрк­ну­то вы­ра­зи­тель­ные ак­ком­па­ни­ро­ван­ные ре­чи­та­ти­вы. За тен­ден­цию к дра­ма­ти­за­ции опе­ры-се­риа Й. на­зы­ва­ли «италь­ян­ским Глю­ком», од­на­ко в трак­тов­ке соль­ных но­ме­ров, пар­тий ге­ро­ев в це­лом Й. ос­тал­ся в рам­ках тра­ди­ций.

Лит.: Abert H. N. Jommelli als Opern­kom­po­nist. Halle, 1908; McClymonds M. P. The evo­lu­tion of Jommelli’s operatic style // Journal of American Musicological Society. 1980. Vol. 33. № 2; idem. N. Jommelli: the last years, 1769–1774. Ann Arbor, 1980; Hochstein W. Die Kir­chenmusik von N. Jommelli. Hildesheim, 1984; Пор­фирь­е­ва А. Л. Йом­мел­ли // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. СПб., 2001. Т. 1: XVIII век; Луц­кер П. В., Су­сид­ко И. П. Италь­ян­ская опе­ра XVIII в. М., 2004. Ч. 2.

Вернуться к началу