МАРТИ́НИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРТИ́НИ (Martini) Джованни Баттиста (Джамбаттиста) (24.4.1706, Болонья – 3.8.1784, там же), итал. теоретик и историк музыки, педагог и композитор. Игре на скрипке учился у отца, скрипача Антонио Мария Мартини, игре на чембало и пению – у А. Предьери. Занимался также пением под рук. кастрата Ф. А. Пистокки. Контрапункт изучал у Дж. А. Риччери, церковную музыку у Дж. Перти. С 1721 францисканский монах, с 1725 капельмейстер ц. Св. Франциска в Болонье, с 1729 священник (отсюда его прозвище Падре). Исследовал связи муз. науки с математикой (в частности, проявления геометрич. прогрессии в музыке). Переписывался с Ч. Бёрни, М. Гербертом, А. Гретри, И. И. Кванцем, П. Локателли, Ф. В. Марпургом, П. Метастазио, Ж. Ф. Рамо, А. Солером, Дж. Тартини. Разносторонне образованный музыкант и учёный, пользовался авторитетом в Европе как знаток контрапункта; учениками М. были И. Кристиан Бах, Н. Йоммелли, В. А. Моцарт, М. С. Березовский, С. Маттеи и др. С 1758 фактич. руководитель Болонской филармонич. академии, был её историографом; чл. академии «Аркадия» в Риме (1776). Его «История музыки» («Storia della musica», vol. 1–3, 1757–81) – одна из первых, строго подкреплённых источниками (3 тома охватывают древние эпохи, рукопись 4-го тома, посвящённого раннему Средневековью, не завершена). В трактате «Образец, или Основательный практический опыт контрапункта на кантус фирмус» («Esemplare, o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto sopra il canto fermo», vol. 1–2, 1774–1775), представляющем собой обширные комментарии к многочисл. нотным примерам, отразилось стремление М. построить курс строгой полифонии, опираясь на худож. практику, возродить традиции Дж. П. да Палестрины и др. классиков стиля а капелла. В собств. творчестве М. придерживался позднебарочной и раннеклассич. стилистики. Автор вставных интермеццо в операх, ораторий, кантат, месс, мотетов, «Литаний и антифонов Пречистой Деве Марии» (1734), 24 симфоний, 12 инструментальных концертов для разл. составов, ок. 100 клавирных сонат, в т. ч. 12 сонат для органа или клавесина (1742), и др. Собранная им уникальная муз. б-ка хранится в Муз. лицее в Болонье (частично в Австр. нац. б-ке в Вене).