СОЛЕ́Р АНТОНИО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЛЕ́Р (Soler) Антонио, Падре Солер (El Padre Soler) (3.12.1729, Олот, пров. Жирона, Каталония – 20.12.1783, Эскориал), исп. (каталонский) композитор и органист. Учился в хоровой школе бенедиктинского мон. Монтсеррат. Служил капельмейстером в кафедральном соборе в Сео-де-Уржель (Каталония), в 1752 стал монахом Ордена св. Иеронима (Иеронима Блаженного) и с тех пор по большей части жил и работал органистом (с 1757 капельмейстером) в мон. Эскориал. Предположительно брал уроки у Д. Скарлатти. В творч. наследии более всего известны небольшие, преим. одночастные, клавирные сонаты (всего ок. 120). Большая клавирная пьеса «Фанданго» (вариации на бассо остинато) – образец новаторской разработки фактуры, гармонии и ритма с явно выраженным исп. колоритом. Автор светских вокальных сочинений (св. 130 вильянсико), писал также мессы, реквиемы, магнификаты, ламентации (сочинения на тексты Плача Иеремии), респонсории Страстной утрени (tenebrae) и др. церковную музыку.
Прославился также как автор трактата «Ключ к модуляции и древним особенностям музыки» («Llave de la modulación y antigüedades de la música», 1762), который по причине своей новизны вызвал жёсткую публичную полемику (в числе прочего С. давал практич. советы, как модулировать кратчайшим способом в любую из 24 тональностей); оппоненты С. называли его «el diablo vestido de fraile» – дьяволом в обличье монаха.