БА́ССО ОСТИНА́ТО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́ССО ОСТИНА́ТО (итал. basso ostinato – упорный бас), повторяющаяся в нижнем голосе мелодико-ритмич. фигура (тема), на фоне которой обновляются верхние голоса. Наиболее распространённый случай остинато. Основа разновидности полифонических вариаций – т. н. вариаций на Б. о. Генезис Б. о. – формы 13–16 вв., основанные на кантус фирмус. На Б. о. строятся мн. песенно-танцевальные жанры Возрождения и барокко (романеска, малагенья, фолия и др.), инструментальные импровизации. В ранних образцах темы обычно кратки (чакона «Zefiro torna» из 9-й книги мадригалов К. Монтеверди), со 2-й пол. 17 в. они более развёрнуты, часто насыщены хроматизмом (ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, Crucifixus из Мессы h-moll И. С. Баха). Тема, как правило, проводится в одной тональности, иногда варьируется (Пассакалия c-moll BWV 582 И. С. Баха). Высокие образцы бассо-остинатных форм кон. 16 – 1-й пол. 18 вв. (пассакалия, чакона, граунд) – в творчестве Дж. Булла, У. Бёрда, К. Монтеверди, Г. Пёрселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. И. Ф. фон Бибера, Д. Букстехуде, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. В кон. 18 – нач. 20 вв. эти формы редки (32 вариации для фп. Л. ван Бетховена, финал 4-й симфонии И. Брамса, пассакалия из фп. квинтета С. И. Танеева). В музыке 20 в., с усилением роли остинатности как фактора формообразования, Б. о. возрождается у А. Веберна (Пассакалия для оркестра), А. Берга (4-я картина 1-го действия оперы «Воццек»), И. Ф. Стравинского (кода финала Симфонии псалмов), Д. Д. Шостаковича (3-я часть фп. трио op. 67, 4-я часть 8-й симфонии, и др.), Р. К. Щедрина («Бассо остинато» для фп.).