Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОМАНЕ́СКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 624

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Романеска. Гармоническая модель.

РОМАНЕ́СКА (итал. romanesca), в свет­ской му­зы­ке сер. 16–17 вв. ва­риа­ции на ос­но­ве гар­мо­ни­че­ской мо­де­ли, а так­же са­ма эта мо­дель. Рас­про­стра­не­на гл. обр. в Ис­па­нии и Ита­лии. Тер­мин впер­вые встре­ча­ет­ся в сб-ке пьес для виу­элы исп. ком­по­зи­то­ра А. Му­дар­ры (1546), где обо­зна­ча­ет ва­риа­ции на по­пу­ляр­ное виль­ян­си­ко «Guárdame las vacas» («При­смот­ри за мои­ми ко­ро­ва­ми»); в даль­ней­шем эту те­му ис­поль­зо­ва­ли Л. де Нар­ва­эс, А. де Ка­бе­сон и др. исп. ав­то­ры. В 1546 в сб-ке П. Фа­ле­за «Пес­ни [в об­ра­бот­ке] для струн­ных» (кн. 4) из­да­на ано­ним­ная Р. (в ви­де та­бу­ла­ту­ры). Зна­ме­ни­тый об­ра­зец – ано­ним­ная англ. пес­ня кон. 16 в. «Зе­лё­ные ру­ка­ва» («Green­sleeves»). В Ита­лии Р. на­хо­дят­ся в пе­чат­ных сб-ках лют­не­вой и кла­вир­ной му­зы­ки А. ди Бек­ки (1568), А. Ва­лен­те (1576), в ру­ко­пи­сях В. Га­ли­леи; в 17 в. во­каль­ные и кла­вир­ные Р. в 2-доль­ном мет­ре и го­мо­фон­ной фак­ту­ре пи­са­ли Дж. Кач­чи­ни и его дочь Фран­че­ска, Сид­жиз­мон­до д’Индиа, А. Бан­кь­е­ри, К. Мон­те­вер­ди, Дж. Фре­ско­баль­ди. Р., на­ря­ду с пас­са­мец­цо и фо­ли­ей (с ха­рак­тер­ны­ми для них квар­то-квин­то­вы­ми со­пря­же­ния­ми со­зву­чий), ны­не рас­смат­ри­ва­ет­ся как важ­ная фа­за в эво­лю­ции ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти и в це­лом «аб­со­лют­ной» (т. е. «чис­той» ин­ст­ру­мен­таль­ной) му­зы­ки.

Вернуться к началу