РОМАНЕ́СКА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОМАНЕ́СКА (итал. romanesca), в светской музыке сер. 16–17 вв. вариации на основе гармонической модели, а также сама эта модель. Распространена гл. обр. в Испании и Италии. Термин впервые встречается в сб-ке пьес для виуэлы исп. композитора А. Мударры (1546), где обозначает вариации на популярное вильянсико «Guárdame las vacas» («Присмотри за моими коровами»); в дальнейшем эту тему использовали Л. де Нарваэс, А. де Кабесон и др. исп. авторы. В 1546 в сб-ке П. Фалеза «Песни [в обработке] для струнных» (кн. 4) издана анонимная Р. (в виде табулатуры). Знаменитый образец – анонимная англ. песня кон. 16 в. «Зелёные рукава» («Greensleeves»). В Италии Р. находятся в печатных сб-ках лютневой и клавирной музыки А. ди Бекки (1568), А. Валенте (1576), в рукописях В. Галилеи; в 17 в. вокальные и клавирные Р. в 2-дольном метре и гомофонной фактуре писали Дж. Каччини и его дочь Франческа, Сиджизмондо д’Индиа, А. Банкьери, К. Монтеверди, Дж. Фрескобальди. Р., наряду с пассамеццо и фолией (с характерными для них кварто-квинтовыми сопряжениями созвучий), ныне рассматривается как важная фаза в эволюции мажорно-минорной тональности и в целом «абсолютной» (т. е. «чистой» инструментальной) музыки.