Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЧЧИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 403

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАЧЧИ́НИ (Caccini), се­мья итал. му­зы­кан­тов. Джу­лио, по про­зва­нию Джу­лио Ро­ма­но (Romano – Рим­ля­нин) (8.10.1551, Рим – по­хо­ро­нен 10.12.1618, Фло­рен­ция), ком­по­зи­тор и пе­вец. Из се­мьи плот­ни­ка. С 1564 пев­чий ка­пел­лы Юлия (со­бор Св. Пет­ра) в Ри­ме, где его учи­телем был Дж. Ани­муч­ча. С 1565 жил пре­им. во Фло­рен­ции, где в 1600 сме­нил Э. Ка­валь­е­ри в ка­че­ст­ве ру­ко­во­ди­те­ля при­двор­ных му­зы­кан­тов. Со­чи­нял му­зы­ку для оформ­ле­ния те­ат­раль­ных пред­став­ле­ний при дво­ре Ме­ди­чи. Вхо­дил в кру­жок гр. Дж. Бар­ди (см. Фло­рен­тий­ская ка­ме­ра­та). Свои эс­те­тич. взгля­ды из­ло­жил в пре­ди­сло­вии к сб-ку од­но­го­лос­ных мад­ри­га­лов и пе­сен «Но­вая му­зы­ка» («Le nuove musiche», 1601), в ко­то­ром про­ти­во­пос­тав­лял но­вый «вы­ра­зи­тель­ный стиль» (мо­но­дия с со­про­во­ж­де­ни­ем; см. Го­мо­фо­ния) гос­под­ство­вав­шей по­ли­фо­нич. му­зы­ке (в собств. твор­че­ст­ве при­дер­жи­вал­ся но­во­го сти­ля с 1580-х гг.). Ав­тор од­ной из пер­вых опер («Эв­ри­ди­ка», пост. в 1602, пар­ти­ту­ра из­да­на в 1600), сб-ка арий и мад­ри­га­лов «Но­вая му­зы­ка и но­вая ма­не­ра пись­ма» («Nuove musiche e nuova ma­niera de scriverla», 1614, с рас­ши­рен­ным пре­ди­сло­ви­ем из сб. «Le nuove musi­che»). В па­сто­ра­ли «По­хи­ще­ние Ке­фа­ла» (1597, пост. в 1600) К. при­над­ле­жит лишь неск. фраг­мен­тов.

Его дочь Фран­че­ска, по про­зва­нию Чек­ки­на (La Cecchina) (18.9.1587, Фло­рен­ция – не ра­нее 1641), пе­ви­ца и ком­по­зи­тор. Иг­ра­ла на чем­ба­ло, ги­та­ре и лют­не. До 1602 вы­сту­па­ла с се­ст­рой Сет­ти­ми­ей (1591 – ок. 1660) в те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях и кон­цер­тах при дво­ре гер­цо­га Ме­ди­чи. Фран­че­ска с ус­пе­хом пе­ла в круп­ней­ших го­ро­дах Ита­лии, др. стран. В 1606 вер­ну­лась во Фло­рен­цию, вы­сту­па­ла в при­двор­ных спек­так­лях и кон­цер­тах, пре­по­да­ва­ла пе­ние. Ав­тор опе­ры «Ос­во­бо­ж­де­ние Руд­же­ро с ост­ро­ва Аль­ци­ны» (либр. и хо­рео­гра­фия P. Са­ра­чи­нел­ли, 1625). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – про­лог и ли­чен­ца (про­щаль­ное при­вет­ст­вие) для ко­мич. пред­став­ле­ния М. А. Буо­нар­ро­ти Млад­ше­го (1614), му­зы­ка к ба­ле­ту «Бал цы­га­нок» (либр. и хо­рео­гра­фия Са­ра­чи­нел­ли, 1615), ин­тер­ме­дии для спек­так­ля «Яр­мар­ка» Буо­нар­ро­ти (совм. с М. да Галь­яно, 1619), ду­хов­ные и свет­ские кан­та­ты, пес­ни, кан­цо­нет­ты (сб. её во­каль­ных со­чи­не­ний «Il primo libro delle mu­si­che» – один из наи­бо­лее круп­ных в но­вом мо­но­дич. сти­ле, опубл. в 1618).

Лит.: Hitchcock H. W. Vocal ornamentation in Caccini’s Nuove Musiche // The Musical Quarterly. 1970. Vol. 56. № 3; Giazotto R. Le due patrie di G. Caccini, musico mediceo, 1551–1618. Firenze, 1984; The Florentine Camerata: documentary studies and translations / Ed. C. V. Palisca. New Haven; L., 1989; Kirkendale W. The court musicians in Florence during the principate of the Medici. Firenze, 1993.

Вернуться к началу