КАВАЛЬЕ́РИ ЭМИЛИО ДЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВАЛЬЕ́РИ (Cavalieri) Эмилио де (ок. 1550, Рим – 11.3.1602, там же), итал. композитор. Из аристократич. семьи (отец, арх. Томмазо К., – близкий друг Микеланджело). В 1572–87 занимал разные адм. должности в Риме. Состоял в свите вел. герцога Тосканского Фердинандо Медичи (Флоренция), руководил как композитор и хореограф торжествами по случаю его свадьбы (1589; сохр. 2 мадригала и финал, написанные К. для театрализованных интермедий), был придворным суперинтендантом изящных искусств. Выполнял дипломатич. поручения Медичи при папском дворе. Вопреки распространённому мнению, К. не входил во Флорентийскую камерату, был серьёзным соперником Я. Пери и Дж. Каччини, создал отличный от флорентийского стиль монодии с сопровождением. В 1600, вернувшись в Рим, сочинил «Диалог Юноны и Минервы» к свадьбе Марии Медичи и Генриха IV во Флоренции (музыка не сохр.). Гл. сочинение К. – «Представление о Душе и Теле» (либр. А. Манни, 1600, капелла Св. Распятия ц. Сан-Марчелло, Рим); характер сценич. действия и муз. стилистика (монодия как господствующий принцип, инструментальные интермедии, танцы, интонационные и жанровые характеристики персонажей, поющих соло и ансамблем) позволяют отнести его к ранним образцам жанра оперы на духовный сюжет (мн. исследователи ошибочно считали его первой ораторией). Аллегорич. персонажи (Душа, Тело, Разум, Совесть, Наслаждения, Мир, Мирская жизнь, Ангел-хранитель, Ангелы, Блаженные и осуждённые души) разыгрывают действо о смысле человеческой жизни. В предисловии к «Представлению...» К. дал ценные сведения о характере театрального действия, инструментах и вокальной мелизматике, впервые подробно описал принцип цифрованного баса. Создал также пасторали «Сатир», «Отчаяние Филена», «Игра в жмурки» (на тексты Л. Гвидиччони, не сохр.); литургич. сочинения: «Плачи пророка Иеремии», респонсории Страстной недели (1599–1600).