Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВАЛЬЕ́РИ ЭМИЛИО ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 350

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. П. Батова

КАВАЛЬЕ́РИ (Cavalieri) Эми­лио де (ок. 1550, Рим – 11.3.1602, там же), итал. ком­по­зи­тор. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи (отец, арх. Том­ма­зо К., – близ­кий друг Ми­ке­ланд­же­ло). В 1572–87 за­ни­мал раз­ные адм. долж­но­сти в Ри­ме. Со­сто­ял в сви­те вел. гер­цо­га Тос­кан­ско­го Фер­ди­нан­до Ме­ди­чи (Фло­рен­ция), ру­ко­во­дил как ком­по­зи­тор и хо­рео­граф тор­же­ст­ва­ми по слу­чаю его свадь­бы (1589; сохр. 2 мад­ри­га­ла и фи­нал, на­пи­сан­ные К. для те­ат­ра­ли­зо­ван­ных ин­тер­ме­дий), был при­двор­ным су­пер­ин­тен­дан­том изящ­ных ис­кусств. Вы­пол­нял ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ния Ме­ди­чи при пап­ском дво­ре. Во­пре­ки рас­про­стра­нён­но­му мне­нию, К. не вхо­дил во Фло­рен­тий­скую ка­ме­ра­ту, был серь­ёз­ным со­пер­ни­ком Я. Пе­ри и Дж. Кач­чи­ни, соз­дал от­лич­ный от фло­рен­тий­ско­го стиль мо­но­дии с со­про­во­ж­де­ни­ем. В 1600, вер­нув­шись в Рим, со­чи­нил «Диа­лог Юно­ны и Ми­нер­вы» к свадь­бе Ма­рии Ме­ди­чи и Ген­ри­ха IV во Фло­рен­ции (му­зы­ка не сохр.). Гл. со­чи­не­ние К. – «Пред­став­ле­ние о Ду­ше и Те­ле» (либр. А. Ман­ни, 1600, ка­пел­ла Св. Рас­пя­тия ц. Сан-Мар­чел­ло, Рим); ха­рак­тер сце­нич. дей­ст­вия и муз. сти­листи­ка (мо­но­дия как гос­под­ствую­щий прин­цип, ин­ст­ру­мен­таль­ные ин­тер­ме­дии, тан­цы, ин­то­на­ци­он­ные и жан­ро­вые ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жей, по­ющих со­ло и ан­самб­лем) по­зво­ля­ют от­не­сти его к ран­ним об­раз­цам жан­ра опе­ры на ду­хов­ный сю­жет (мн. ис­сле­до­ва­те­ли оши­боч­но счи­та­ли его пер­вой ора­то­ри­ей). Ал­ле­го­рич. пер­со­на­жи (Ду­ша, Те­ло, Ра­зум, Со­весть, На­сла­ж­де­ния, Мир, Мир­ская жизнь, Ан­гел-хра­ни­тель, Ан­ге­лы, Бла­жен­ные и осу­ж­дён­ные ду­ши) ра­зыг­ры­ва­ют дей­ст­во о смыс­ле че­ло­ве­че­ской жиз­ни. В пре­ди­сло­вии к «Пред­став­ле­нию...» К. дал цен­ные све­де­ния о ха­рак­те­ре те­ат­раль­но­го дей­ст­вия, ин­ст­ру­мен­тах и во­каль­ной ме­лиз­ма­ти­ке, впер­вые под­роб­но опи­сал прин­цип циф­ро­ван­но­го ба­са. Соз­дал так­же пас­то­ра­ли «Са­тир», «От­чая­ние Фи­ле­на», «Иг­ра в жмур­ки» (на тек­сты Л. Гви­дич­чо­ни, не сохр.); ли­тур­гич. со­чи­не­ния: «Пла­чи про­ро­ка Ие­ре­мии», рес­пон­со­рии Стра­ст­ной не­де­ли (1599–1600).

Нот­ные изд.: Les fêtes du mariage de Fer­di­nand de Médicis et de Christine de Lor­raine… / Е́d. critique par D. P. Walker. P., 1963; Rap­pre­sentazione di Ani­ma e di Corpo / Hrsg. von E. Funk. Z., 1975; Lamentations and responso­ries of 1599 and 1600 / Ed. M. Bradshaw. Neuhausen; Stuttg., 1990.

Лит.: Bradshaw M. C. Cavalieri and early mo­nody // Journal of Musicology. 1991. Vol. 9. № 2; Ба­то­ва М. Э. де’Ка­валь­е­ри: про­гул­ка с ос­та­нов­ка­ми на ис­то­ри­че­ских пе­ре­кре­ст­ках // Ста­рин­ная му­зы­ка. 1998. № 2; она же. Stile recitativo: «ре­чи­та­тив­ный стиль»? // Сло­во и му­зы­ка. М., 2002; Kirkendale W. E. de’Ca­valieri «Gentiluomo Romano». Firen­ze, 2001; idem. La favola della «nascita dell’ opera» nella Camerata fiorentina demitizzata da E. de’Cavalieri // Rivista italiana di musi­co­logia. 2002. Vol. 37. № 1.

Вернуться к началу