ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ КАМЕРА́ТА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ КАМЕРА́ТА (Camerata Fiorentina), объединение поэтов, музыкантов и любителей музыки, основанное в 1573 во Флоренции. До 1587 покровителем и спонсором Ф. к. был Дж. Барди (по его имени кружок назывался также Камератой Барди – Camerata de’ Bardi), а после его отъезда в Рим, в 1590-е – 1600-е гг., в качестве патрона выступал Я. Корси. Гл. участники Ф. к. – композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, П. Строцци, поэт О. Ринуччини, теоретик музыки В. Галилеи. Большое влияние на взгляды Ф. к. оказал филолог, знаток греч. античности Дж. Меи (не принадлежал к Ф. к., состоял в переписке с Барди и Галилеи). Члены Ф. к. ставили целью вернуть совр. музыке «утраченные» ею духовную содержательность и силу нравственного воздействия на человека, свойственные (по свидетельству древних философов и литераторов) античному, прежде всего театральному, иск-ву. Муз.-эстетич. позиции Ф. к. отражены в «Размышлении» Барди, адресованном Каччини («Discorso mandato a Caccini...», 1578), в «Диалоге о старинной и современной музыке» Галилеи («Dialogo della musica antica et della moderna», 1581) и др. В созданном Ф. к. декламационном вокальном стиле (stile rappresentativo) музыка следует за поэтич. текстом, отражая содержащиеся в нём аффекты; ритм и мелодия вокальной партии призваны подражать человеческой речи. Поставленная Ф. к. цель не была достигнута: для возрождения античной монодии и античного театра с его жанрами, формами, этосом в Италии 16 в. не было никаких предпосылок. При этом Ф. к. поспособствовала формированию новоевропейских худож. ценностей: жанров оперы, арии и др., в муз. языке – бурному развитию гомофонии, мажорно-минорной тональности, акцентной метрики (см. Метр в музыке). Первые образцы оперы созданы на либр. Ринуччини и поставлены во Флоренции: «Дафна» Пери и Каччини (1598), «Эвридика» Пери (1600), «Эвридика» Каччини (1602).