Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ КАМЕРА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 435

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ КАМЕРА́ТА (Came­ra­ta Fiorentina), объ­е­ди­не­ние по­этов, му­зы­кан­тов и лю­би­те­лей му­зы­ки, ос­но­ванное в 1573 во Фло­рен­ции. До 1587 по­кро­ви­те­лем и спон­со­ром Ф. к. был Дж. Бар­ди (по его име­ни кру­жок на­зы­вал­ся так­же Ка­ме­ра­той Бар­ди – Ca­me­rata de’ Bardi), а по­сле его отъ­ез­да в Рим, в 1590-е – 1600-е гг., в ка­че­ст­ве па­тро­на вы­сту­пал Я. Кор­си. Гл. уча­ст­ни­ки Ф. к. – ком­по­зи­то­ры Дж. Кач­чи­ни, Я. Пе­ри, П. Строц­ци, по­эт О. Ри­нуч­чи­ни, тео­ре­тик му­зы­ки В. Га­ли­леи. Боль­шое влия­ние на взгля­ды Ф. к. ока­зал фи­ло­лог, зна­ток греч. ан­тич­но­сти Дж. Меи (не при­над­ле­жал к Ф. к., со­сто­ял в пе­ре­пис­ке с Бар­ди и Га­ли­леи). Чле­ны Ф. к. ста­ви­ли це­лью вер­нуть совр. му­зы­ке «ут­ра­чен­ные» ею ду­хов­ную со­дер­жа­тель­ность и си­лу нрав­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия на че­ло­ве­ка, свой­ст­вен­ные (по сви­де­тель­ст­ву древ­них фи­ло­со­фов и ли­те­ра­то­ров) ан­тич­но­му, пре­ж­де все­го те­ат­раль­но­му, иск-ву. Муз.-эс­те­тич. по­зи­ции Ф. к. от­ра­же­ны в «Раз­мыш­ле­нии» Бар­ди, ад­ре­со­ван­ном Кач­чи­ни («Discorso manda­to a Caccini...», 1578), в «Диа­ло­ге о ста­рин­ной и со­вре­мен­ной му­зы­ке» Га­ли­леи («Dialogo della musica antica et della moderna», 1581) и др. В соз­дан­ном Ф. к. дек­ла­ма­ци­он­ном во­каль­ном сти­ле (stile rappresentativo) му­зы­ка сле­ду­ет за по­этич. тек­стом, от­ра­жая со­дер­жа­щие­ся в нём аф­фек­ты; ритм и ме­ло­дия во­каль­ной пар­тии при­зва­ны под­ра­жать че­ло­ве­че­ской ре­чи. По­став­лен­ная Ф. к. цель не бы­ла дос­тиг­ну­та: для воз­ро­ж­де­ния ан­тич­ной мо­но­дии и ан­тич­но­го те­ат­ра с его жан­ра­ми, фор­ма­ми, это­сом в Ита­лии 16 в. не бы­ло ни­ка­ких пред­по­сы­лок. При этом Ф. к. по­спо­соб­ст­во­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию но­во­ев­ро­пей­ских ху­дож. цен­но­стей: жан­ров опе­ры, арии и др., в муз. язы­ке – бур­но­му раз­ви­тию го­мо­фо­нии, ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти, ак­цент­ной мет­ри­ки (см. Метр в му­зы­ке). Пер­вые об­раз­цы опе­ры соз­да­ны на либр. Ри­нуч­чи­ни и по­став­ле­ны во Фло­рен­ции: «Даф­на» Пе­ри и Кач­чи­ни (1598), «Эв­ри­ди­ка» Пе­ри (1600), «Эв­ри­ди­ка» Кач­чи­ни (1602).

Вернуться к началу