МЕ́И МЕЙ ДЖИРОЛАМО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́И, Мей (Mei) Джироламо (27.5.1519, Флоренция – июль 1594, Рим), итал. филолог-классик и теоретик музыки. Идейный вдохновитель Флорентийской камераты, друг и корреспондент её активных членов В. Галилеи и Дж. Барди. Изучал др.-греч. язык, античную философию и лит-ру у П. Веттори, с 1551 – др.-греч. трактаты о музыке по оригинальным текстам (а не по их лат. пересказам, как это было принято в Европе). В 1559 переехал в Рим, в 1561–74 был секретарём кардинала Дж. Риччи да Монтепульчано, с 1574 в той же должности служил у Дж. Ф. Ридольфи. В своих исследованиях осн. внимание уделял античному учению о ладе («тоне»). В трактате «О ладах» («De modis», 1573) изложил своё понимание этого учения, представил (впервые) очерк истории лада от Аристоксена до Г. Глареана, а также изложил собств. представление о роли музыки и слова в др.-греч. театре, согласно которому древние трагедии и комедии полностью распевались хором и солистами в сопровождении авлоса. В сохранившихся до наших дней письмах и поздних трактатах (всего известно 4 трактата М.) пришёл к выводу, что многоголосные лады современной ему музыки не в состоянии выразить аффекты, присущие монодическим ладам др.-греч. музыки. По его убеждению, в многоголосии разл. аффекты смешиваются, противореча друг другу и смущая душу слушателя; подобным образом в многоголосии смешиваются и ритмы. Радикальностью отличалась оценка контрапункта как изобретения, пригодного, по мнению М., лишь для демонстрации композиторского мастерства; для др. целей (особенно для муз. выражения экспрессии, заложенной в стихе) он считал контрапункт бесполезным. Науч. взгляды М. оказали решающее влияние на итал. музыкантов позднего Ренессанса и раннего барокко, послужили теоретич. и эстетич. базой для создания новой «монодии» (т. е. мелодии в гомофонном складе) и новой «музыкальной драмы» (т. е. оперы).