ГЛАРЕА́Н ГЕНРИХ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛАРЕА́Н (Glareanus; наст. фам. Лорис – Loris, Loritus) Генрих (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус – 28.3.1563, Фрайбург-им-Брайсгау), швейц. муз. теоретик. В 1510 окончил Кёльнский ун-т, где изучал философию, богословие, математику и музыку; среди его учителей – богослов и муз. теоретик Иоганн Коклей. За поэтич. панегирик в адрес Максимилиана I Габсбурга удостоился имп. наград, в т. ч. лаврового венка (1512). Был дружен с Эразмом Роттердамским, который оказал сильнейшее влияние на мировоззрение Г., в т. ч. определил характер его восприятия античности. С 1529 проф. поэтики (позднее также богословия) во Фрайбургском ун-те. Среди трудов Г. (всего ок. 20, в т. ч. «Введение в музыку», 1516) особенно знаменит трактат «Додекахорд» (в пер. с греч. яз. «Двенадцатиструнник», 1539, изд. в 1547), содержащий в т. ч. учение о ладах. Ссылаясь на античных муз. теоретиков (важнейшим авторитетом для Г. был Боэций), добавил к 8 традиц. церковным ладам (тонам) ещё 4: ионийский автентический (по свидетельству Г., самый распространённый в совр. ему музыке), ионийский плагальный, эолийский автентический, эолийский плагальный. Новаторской была попытка Г. распространить теорию 12 ладов не только на одноголосный хорал (cantus planus), но и на многоголосие; нередко он рассматривал высотную структуру многоголосного целого как сумму нескольких ладов (в совр. терминологии – полиладовость). Новая систематика ладов закрепилась в муз. теории (у Дж. Царлино и др.) и оказала влияние на инструментальное творчество композиторов эпохи Возрождения (так, К. Меруло, А. и Дж. Габриели писали токкаты и ричеркары во всех 12 ладах).