МОНО́ДИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНО́ДИЯ (греч. μονῳδία – пение или декламирование в одиночку), музыкальный склад, главным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, возможно с октавным удвоением). В отличие от одноголосно исполняемых мелодий, обрисовывающих или подразумевающих тональные функции (см. Тональность), произведения монодического склада не предполагают никакой гармонизации: закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет как имманентные (как правило, с позиций модальности). Монодическими по складу были древнегреческая и древнеримская музыка, сочинения средневековых менестрелей (трубадуров, труверов и миннезингеров), древнейшие богослужебные распевы христианской Церкви (григорианский хорал, знаменный распев), паралитургические песни (итальянские лауды, испанские кантиги, французские и английские одноголосные кондукты, древнейшие английские кэрол и др.). Из ныне существующих профессиональных неевропейских музыкальных традиций подавляющая часть – монодические (индийская рага, арабский макам и мн. др.). Значительная часть сохранившегося старинного фольклора европейских и неевропейских народов также представляет собой монодическую культуру.
Термином «М.» с 1910-х гг. обозначают также сочинения для голоса в сопровождении бассо континуо, созданные в конце 16 в. – 1-й половине 17 в. в Италии. Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху термина «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к музыке Дж. Каччини, Я. Пери и К. Монтеверди в 1647 предлагал Дж.Б. Дони (во Второй книге трактата «De praestantia musicae veteris»). Сами композиторы 16–17 вв. свои пьесы гомофонно-гармонического склада «монодиями» не называли.