НАРВА́ЭС
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАРВА́ЭС (Narváez) Луис де [г. рождения неизв., Гранада – 1549(?), Нидерланды(?)], исп. композитор и виуэлист. Находился на службе у Франсиско де лос Кобоса (секретаря Карла V Габсбурга) в Гранаде (1526) и Вальядолиде (до 1547). С 1548 руководитель хора мальчиков и виуэлист капеллы принца Филиппа (будущего короля Филиппа II), сопровождал его в 1548–49 в путешествии в Нидерланды. Прославился как автор обширного сборника пьес для виуэлы «Шесть книг Дельфина о музыке» (изд. в 1538 в Вальядолиде; в названии обыгрывается греч. миф об Арионе, которого спас от смерти дельфин, очарованный его музыкой). 1-я и 2-я книги сборника содержат 14 фантазий в 8 церковных тонах (ладах) с обильным использованием имитаций и свободными «импровизационными» пассажами. В 3-ю кн. вошли орнаментированные обработки (интабуляции) вокальных сочинений франц. и флам. композиторов – Жоскена Депре, Н. Гомберта и Ж. Ришафора. 4-я и 6-я книги содержат гл. обр. вариации на темы светских песен и церковных гимнов, а также танец baxa de contrapunto, 5-я кн. – романсы для голоса в сопровождении виуэлы. Всем пьесам предпосланы особые графич. обозначения темпа (в музыке того времени любые темповые обозначения были редки). Н. первым в истории инструментальной музыки использовал принцип вариаций как основу целостной композиции, дав ей назв. «диференсиас» (исп. diferencias – вариации). Диференсиас на тему популярного в 16 в. в Испании вильянсико «Присмотри за моими коровами» («Guárdame las vacas») – яркий образец раннетональной гармонии; весь вариационный цикл построен на разработке двух остинатных гармонич. последовательностей – романески и пассамеццо.
В рамках аутентичного исполнительства музыка Н. звучит на реконструированных виуэлах и (чаще) на гитаре. Сочинения Н. опубликованы в сб. «The Renaissance vihuela and guitar in sixteenth-century Spain» (2008).