Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБЕСО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 328

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАБЕСО́Н (Cabezón) Ан­то­нио де (ок. 1510, Ка­ст­ри­льо-де-Ма­та­худь­ос, близ Бур­го­са – 26.3.1566, Мад­рид), исп. ком­по­зи­тор, кла­ви­рист и ор­га­нист. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи. Был слеп от ро­ж­де­ния. Со­сто­ял на служ­бе при ко­ро­лев­ском дво­ре в Мад­ри­де (в юно­сти ор­га­нист ко­ро­ле­вы Иза­бел­лы Пор­ту­галь­ской). Со­про­во­ж­дал Фи­лип­па II в по­езд­ках по Ита­лии, Гер­ма­нии, Флан­д­рии и Анг­лии, про­сла­вил­ся как ис­пол­ни­тель и им­про­ви­за­тор на кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тах. Один из пер­вых круп­ных мас­те­ров му­зы­ки для ор­га­на и кла­ви­ра. Сре­ди со­чи­не­ний К. (со­б­ра­ны Ф. Пед­ре­лем в ан­то­ло­гии «Hi­spaniae schola musica sac­ra») – мно­го­числ. фа­бор­до­ны (гар­мо­ни­за­ции свет­ских на­пе­вов по прин­ци­пу «но­та про­тив но­ты»), ди­фе­рен­си­ас (ва­риа­ции), 4-го­лос­ные тьен­то (близ­ки итал. ри­чер­ка­рам и фан­та­зи­ям 16 в.) и др. пье­сы, час­то пред­став­ляю­щие со­бой об­ра­бот­ки ли­тур­гич. ме­ло­дий. Стиль ими­та­ци­он­ной по­ли­фо­нии, куль­ти­ви­ро­вав­ший­ся К., ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­пев­но­стью, эф­фект­ным и изо­бре­та­тель­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем дис­со­нан­сов и хро­ма­тиз­ма. Сын К. – Эр­нан­до де Ка­бе­сон (1541–1602), ор­га­нист и ком­по­зи­тор.

Лит.: Kastner M. S. A. und H. de Cabezón: eine Chronik. Tutzing, 1977; Дру­скин М. С. Собр. соч. СПб., 2007. Т. 1: Кла­вир­ная му­зы­ка Ис­па­нии, Анг­лии, Ни­дер­лан­дов, Фран­ции, Ита­лии, Гер­ма­нии XVI–XVIII вв. См. так­же лит. при ст. Ва­риа­ци­он­ная фор­ма.

Вернуться к началу