ПАССАМЕ́ЦЦО
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАССАМЕ́ЦЦО (итал. passamezzo; предположительно от pass’e mezzo, букв. – полтора шага), жанр танцевальной и инструментальной музыки в Европе 16–17 вв. Возникнув в Италии как танец (первые известные образцы музыки – ок. 1530), П. вскоре приобрело известность и за её пределами (в Англии, Германии, Нидерландах, Франции). По муз. стилю П. близко паване [Ф. де Салинас называл П. «миланской паваной» (1577), что, возможно, указывает на его исп. корни], которую вытеснило с её традиционно первого места в танцевальной сюите. В основе П. лежит гармоническая модель (формула); различаются «старинное» П. (итал. passamezzo antico, или passamezzo per b molle, – т. е. П. минорного наклонения) и «современное» (итал. passamezzo moderno, или passamezzo per b quadro, – т. е. П. мажорного наклонения):
В некоторых случаях гармоническая формула П. расширена за счёт коды. Равномерная ритмическая пульсация аккордов сочетается с фигурационной, нередко виртуозной мелодической линией. В Италии 16 в. широкое распространение получили П. для лютни и клавишных инструментов. В 16–17 вв. П. сочиняли С. Молинаро, А. Габриели, Б. Марини, Дж. Б. Витали, У. Бёрд, Дж. Булл, Х. Нейзидлер, C. Шейдт, Я. П. Свелинк и мн. др. композиторы. Дж. Гордзанис написал цикл из 24 П. (каждое в паре с сальтареллой) для лютни во всех 12 высотных позициях хроматической октавы – 12 на «старинную» и 12 на «современную» гармонические модели (1567; рукопись не опубл.). В. Галилеи реализовал похожую «темперационную» идею, сочинив во всех 12 высотных позициях лютни микроциклы из П., романески и сальтареллы в «старинном» и «современном» стилях (1584). П. создавались и на основе др. моделей, в качестве которых использованы итал. нар. песня «La rocha e’l fuso», танцевальная тема «La battaglia» (инструментальное переложение фантазии «Битва» К. Жанекена) и др.