Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́ЛИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 454

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Тема фолии из «Граунда Фаринеля» (из сборника «The Division-Violin», 1685?).

ФО́ЛИЯ (пор­туг. folia, букв. – шум­ное ве­се­лье), 1) ста­рин­ный пор­туг. та­нец. Тер­мин вос­хо­дит к кон. 15 в., пер­во­на­чаль­но от­но­сил­ся к те­ат­раль­ным пред­став­ле­ни­ям на пор­туг. (Ж. Ви­сен­те) и исп. (Д. Сан­чес де Ба­да­хос) язы­ках. По опи­са­ни­ям кон. 17 в., Ф. тан­це­ва­ли муж­чи­ны, пе­ре­оде­тые в жен­щин, ко­то­рые ве­ли се­бя шум­но и ди­ко, буд­то ли­ши­лись рас­суд­ка (от­сю­да назв.). Та­нец со­про­во­ж­дал­ся иг­рой на там­бу­ри­не и ги­та­ре. Му­зы­ка тан­це­валь­ных Ф. не со­хра­ни­лась. 2) Муз. пье­са, по­лу­чив­шая из­вест­ность в стра­нах Ев­ро­пы в кон. 16 – нач. 17 вв. В ос­но­ве Ф. ле­жит гар­мо­ни­че­ская по­сле­до­ва­тель­ность, опи­раю­щая­ся на ба­со­вый го­лос; ха­рак­тер­ны 3-доль­ный метр, ми­нор, в се­ре­дин­ной ка­ден­ции фор­мы (пе­ри­од из сход­ных пред­ло­же­ний) – ос­та­нов­ка на V сту­пе­ни ла­да. Ха­рак­тер гар­мо­ни­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти вос­хо­дит к ком­по­зи­ци­ям кон. 15 – нач. 16 вв. – виль­ян­си­ко, фрот­то­лам, па­ва­нам, галь­яр­дам. Один из пер­вых об­раз­цов ран­ней мо­де­ли Ф. – «Pavana Ita­liana» (1546) исп. ком­по­зи­то­ра А. Му­дар­ры; впер­вые назв. «Ф.» встре­ча­ет­ся в сб-ке Ф. Са­ли­на­са «De musica libri septem» (1577). Ф. час­то слу­жи­ла те­мой ин­ст­ру­мен­таль­ных ва­риа­ций – ги­тар­ных (Ф. Кор­бетт, M. Бар­то­лот­ти), кла­вир­ных (Дж. Фре­ско­баль­ди, 1615). Позд­няя мо­дель Ф. поя­ви­лась во 2-й пол. 17 в., сдер­жан­ный темп и уд­ли­не­ние 2-й до­ли так­та при­да­ют ей сход­ст­во с са­ра­бан­дой. Об­раз­цы ис­поль­зо­ва­ния позд­ней мо­де­ли Ф. (во Фран­ции бы­ла из­вест­на как «Les Folies d’Es­pagne», в Анг­лии – «Farinell’s ground») – «Ария для го­боя» Ж. Б. Люл­ли (1672) и «Farinell’s ground» («The Division-Vio­lin») М. Фа­ри­не­ля (1685?). На ос­но­ве гар­мо­ни­че­ской схе­мы позд­ней мо­де­ли Ф. со­чи­ня­ли М. Ма­ре, Ф. Ку­пе­рен, А. Ко­рел­ли, А. Ви­валь­ди, И. С. Бах; позд­нее назв. «Ф.» ста­ло ас­со­ции­ро­вать­ся имен­но с ав­тор­ст­вом Ко­рел­ли (со­на­та для скрип­ки op. 5 № 12). При­ме­ры её ис­поль­зо­ва­ния в 19–20 вв. – «Пля­ска смер­ти» Ф. Лис­та (2-я ред. – 1862), Ва­риа­ции на те­му Ко­рел­ли для фп. С. В. Рах­ма­ни­но­ва (1931).

Вернуться к началу