ФО́ЛИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФО́ЛИЯ (португ. folia, букв. – шумное веселье), 1) старинный португ. танец. Термин восходит к кон. 15 в., первоначально относился к театральным представлениям на португ. (Ж. Висенте) и исп. (Д. Санчес де Бадахос) языках. По описаниям кон. 17 в., Ф. танцевали мужчины, переодетые в женщин, которые вели себя шумно и дико, будто лишились рассудка (отсюда назв.). Танец сопровождался игрой на тамбурине и гитаре. Музыка танцевальных Ф. не сохранилась. 2) Муз. пьеса, получившая известность в странах Европы в кон. 16 – нач. 17 вв. В основе Ф. лежит гармоническая последовательность, опирающаяся на басовый голос; характерны 3-дольный метр, минор, в серединной каденции формы (период из сходных предложений) – остановка на V ступени лада. Характер гармонической последовательности восходит к композициям кон. 15 – нач. 16 вв. – вильянсико, фроттолам, паванам, гальярдам. Один из первых образцов ранней модели Ф. – «Pavana Italiana» (1546) исп. композитора А. Мударры; впервые назв. «Ф.» встречается в сб-ке Ф. Салинаса «De musica libri septem» (1577). Ф. часто служила темой инструментальных вариаций – гитарных (Ф. Корбетт, M. Бартолотти), клавирных (Дж. Фрескобальди, 1615). Поздняя модель Ф. появилась во 2-й пол. 17 в., сдержанный темп и удлинение 2-й доли такта придают ей сходство с сарабандой. Образцы использования поздней модели Ф. (во Франции была известна как «Les Folies d’Espagne», в Англии – «Farinell’s ground») – «Ария для гобоя» Ж. Б. Люлли (1672) и «Farinell’s ground» («The Division-Violin») М. Фаринеля (1685?). На основе гармонической схемы поздней модели Ф. сочиняли М. Маре, Ф. Куперен, А. Корелли, А. Вивальди, И. С. Бах; позднее назв. «Ф.» стало ассоциироваться именно с авторством Корелли (соната для скрипки op. 5 № 12). Примеры её использования в 19–20 вв. – «Пляска смерти» Ф. Листа (2-я ред. – 1862), Вариации на тему Корелли для фп. С. В. Рахманинова (1931).