КУПЕРЕ́Н ФРАНСУА МЛАДШИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУПЕРЕ́Н (Couperin) Франсуа Младший (10.11.1668, Париж – 11.9.1733, там же), франц. композитор, клавесинист, органист. Крупнейший представитель династии Куперен (был прозван «Великим»). Племянник Л. Куперена. Учился музыке у отца – Шарля Куперена (1638–79), преемника Л. Куперена на посту органиста парижской ц. Сен-Жерве. С 1683 исполнял обязанности органиста (официально унаследовал должность своего отца в 1685), с 1693 также королевский органист и придворный учитель музыки (обучал игре на клавесине членов королевской семьи). Пользовался славой органиста, клавесиниста и композитора. Выступал с концертами при дворе. Важнейшая часть его наследия – музыка для клавесина. Между 1713 и 1730 им было опубликовано ок. 220 пьес, сгруппированных в 27 сюит, или «рядов» (ordres). Помимо традиц. танцев, в них содержится немало пьес (часто в форме старинного рондо) с программными названиями (примечательна галерея «портретов» знакомых композитора, женских характеров и т. п.). Изысканность их стиля, тщательно разработанная орнаментика, грациозная ритмика, внимание к отделке деталей органично сочетаются с отточенностью формы целого. Осн. исполнительские принципы (включая собств. систему записи украшений) и эстетич. воззрения К. изложил в трактате «Искусство игры на клавесине» («L’art de toucher le clavecin», 1716). Органная музыка композитора представлена пьесами литургич. назначения (объединены в 2 органные мессы, опубл. в 1690). К сфере духовной музыки относится и большинство вокальных композиций К.: мотеты, версеты, утреня («Leçons de ténèbres», между 1713 и 1719, – образец ламентации на текст «Плача Иеремии») и др. (всего св. 50 сочинений). В камерно-инструментальной музыке композитор объединил французскую и итальянскую традиции. Среди инструментальных сочинений – 4 «королевских концерта» для клавесина и инструментального ансамбля (1722), 10 «новых концертов» (1724), 12 трио-сонат, в т. ч. «Парнас, или Апофеоз Корелли» (1724); концерт «Апофеоз Люлли» для ансамбля инструментов (1725), «Нации» (4 трио, 1726), сочинения для виолы да гамба и цифрованного баса (в т. ч. 2 сюиты, 1728).
Творчество К., одна из вершин франц. муз. барокко, оказало существенное влияние на европ. композиторов.