ФРО́ТТОЛА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРО́ТТОЛА (итал. frottola), песенный жанр, распространённый в Италии в кон. 15 – первых десятилетиях 16 вв. Существовал преимущественно в строфич. форме, обычно с рефреном. Поэтич. основа – любовная лирика в формах бардзеллетты (с чертами виреле), страмботто, капитоло, канцоны, изредка – сонета. Ф. нотировались для вокального ансамбля, издавались в виде поголосников (сб-ков отд. партий). Первый сб-к Ф. выпустил О. Петруччи (Венеция, 1504). Предполагают, что верхний голос исполнял певец-солист, а партии остальных голосов могли исполняться на муз. инструментах (виолы, лютни, клавишные). Типичные Ф. написаны в моноритмической («старогомофонной») фактуре, слегка украшенной полифоническими имитациями, с выраженными метрическими акцентами. Крупнейшие авторы Ф. – М. Кара (популярна его Ф. «Hor vendut’ho la speranza») и Б. Тромбончино («Vale, diva mia, va in pace»), оба связанные с двором мантуанских герцогов Гонзага, Эсте. В числе интереснейших образцов Ф. – «In te Domine speravi» Жоскена Депре (текст – причудливая смесь итал. и лат. языков). Муз. стиль Ф. проник и в музыку крупных форм (напр., месса Л. Фольяно).
Ф., наряду с др. светскими многоголосными песнями (вилланелла, канцонетта, вильянсико, баллетто) и итал. церковным фобурдоном, дала сильнейший импульс развитию аккордового чувства, метрической экстраполяции и, в конечном итоге, гармонической тональности. Образец Ф., который часто рассматривают с этой точки зрения, – «Non mi pento esser ligato» [до 1542; предполагаемый автор – Иоанн Лулинус (Ioannes Lulinus; биографич. данных нет)].