СОНЕ́Т
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОНЕ́Т (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка), стихотв. форма, одна из твёрдых форм в поэзии. С. состоит из 14 строк, образующих два катрена (на две рифмы) и два терцета (на две или три рифмы), чаще всего во «французской» [abba abba ccd eed (ccd ede)] или «итальянской» [abba abba cde dcd (или cde cde)] последовательности. Среди разл. отклонений от этих канонич. форм (дополнит. строки в С. «с кодой», иной порядок рифм и пр.) наиболее известен «английский» С. (abab cdcd efef gg). Рекомендовались, но не стали всеобщими и некоторые «правила» для содержания С.: строфы должны кончаться точками, слова – не повторяться, последнее слово – быть «ключевым», четыре строфы соотноситься как тезис – развитие – антитезис – синтез или как завязка – развитие – кульминация – развязка и пр.
С. возник в Италии в 13 в. на основе строфы канцоны, упрощённой под влиянием строфики нар. песен. Широкую популярность получил благодаря творчеству Ф. Петрарки, став одной из осн. форм итал. лирики 15–18 вв.; из итал. поэзии в 16 в. перешёл в исп., португ., франц., англ. поэзию, в 17 в. – в немецкую, а в 18 в. – и в рус. поэзию (В. К. Тредиаковский). В эпоху классицизма и Просвещения менее употребителен; в эпоху романтизма и символизма оживает вновь, преим. в нем., англ. и отчасти слав. литературах как жанр философской, описательной и любовной лирики (У. Вордсворт, А. Мицкевич, Я. Коллар, А. А. Григорьев, Ш. Бодлер, Ж. М. де Эредиа, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов и др.). В рус. поэзии 20 в. интересны опыты И. Л. Сельвинского с венком сонетов.