Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТВЁРДЫЕ ФО́РМЫ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ТВЁРДЫЕ ФО́РМЫ, сти­хо­твор­ные фор­мы, в ко­то­рых тра­ди­ци­ей бо­лее или ме­нее твёр­до оп­ре­де­ле­ны объ­ём и стро­фич. строе­ние сти­хо­тво­ре­ния. По пред­ска­зуе­мо­сти фор­маль­ных эле­мен­тов Т. ф. близ­ки к стро­фам, но в стро­фах по­вто­ре­ние то­ж­де­ст­вен­ных форм со­вер­ша­ет­ся внут­ри од­но­го сти­хо­тво­ре­ния, а в Т. ф. – ме­ж­ду раз­ны­ми сти­хо­тво­ре­ния­ми од­ной тра­ди­ции. По стро­го­сти ор­га­ни­за­ции раз­ли­ча­ют­ся Т. ф.: 1) в ко­то­рых и объ­ём, и стро­фи­ка фик­си­ро­ва­ны (со­нет, трио­лет, рон­до, рон­дель, сек­сти­на); 2) объ­ём не фик­си­ро­ван, стро­фи­ка фик­си­ро­ва­на (тер­ци­ны, вил­ла­нель, ри­тур­нель); 3) ни объ­ём, ни стро­фи­ка не фик­си­ро­ва­ны (кан­цо­на, ви­ре­ле, глос­са). По про­ис­хо­ж­де­нию боль­шин­ст­во Т. ф. ев­роп. по­эзии вос­хо­дит к ро­ман­ско­му Сред­не­ве­ко­вью (все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные), мень­шин­ст­во за­им­ст­во­ва­но с Ближ­не­го Вос­то­ка (га­зель, ру­баи) или с Даль­не­го Вос­то­ка (пан­тум, тан­ка). По боль­шей час­ти за Т. ф. за­кре­п­ля­ет­ся и бо­лее или ме­нее твёр­дое со­дер­жа­ние (напр., тра­диц. те­ма­ти­ка со­не­та), что сбли­жа­ет их со сти­хотв. жан­ра­ми.

Вернуться к началу