Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАЗЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 252-253

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Чалисова

ГАЗЕ́ЛЬ (араб. га­заль – лю­бов­ное сти­хо­тво­ре­ние), твёр­дая фор­ма в ли­рич. по­эзии Ближ­не­го и Ср. Вос­то­ка и Юго-Вост. Азии. По­лу­чи­ла осо­бое рас­про­стра­не­ние в ср.-век. перс. лит-ре. Со­сто­ит из дву­сти­ший (бей­тов) на од­ну риф­му (см. Мо­но­рим). Пер­вый бейт не­сёт осн. риф­му в обо­их по­лу­сти­ши­ях, да­лее риф­му­ют­ся толь­ко вто­рые по­лу­сти­шия: aa ba ca da… Чис­ло бей­тов ко­леб­лет­ся от 5 до 12, ка­ж­дый из них пред­став­ля­ет со­бой, как пра­ви­ло, за­кон­чен­ное по­этич. вы­ска­зы­ва­ние. Про­ис­хо­ж­де­ние Г. воз­во­дят к лю­бов­ным всту­п­ле­ни­ям к араб. ка­сы­дам, од­на­ко, с учё­том до­ис­лам­ской му­зы­каль­но-пе­сен­ной тра­ди­ции, нель­зя ис­клю­чить и на­ли­чие у Г. ис­кон­но иран. кор­ней. При­мер­но с 12 в. по­эты ста­ли упо­ми­нать в по­след­нем сти­хе свой лит. псев­до­ним (та­хал­лус). Г. окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась к 13–14 вв. и вклю­ча­ла уже, на­ря­ду с лю­бов­ны­ми, про­чие мо­тивы ли­рич. ре­пер­туа­ра (кар­ти­ны при­ро­ды, сце­ны дру­же­ских пи­ру­шек, раз­мыш­ле­ния о брен­но­сти жиз­ни и жа­ло­бы на пре­врат­но­сти судь­бы). При дво­ре Г. бы­ло при­ня­то ис­пол­нять под ак­ком­па­не­мент муз. ин­ст­ру­мен­тов; су­фий­ские Г. ис­пол­ня­лись во вре­мя ра­де­ний. Вы­даю­щие­ся ср.-век. по­эты (Саа­ди, Ха­физ, Джа­лал ад-Дин Ру­ми, Али­шер На­вои, Ни­за­ми Гянд­же­ви) соз­да­ли клас­сич. об­раз­цы Г. К фор­ме Г. об­ра­ща­лись как ев­роп. по­эты (И. В. Гё­те, Ф. Бо­ден­штедт), так и рус­ские (Д. П. Оз­но­би­шин, В. Я. Брю­сов, Вяч. И. Ива­нов, И. Се­ве­ря­нин).

Лит.: Мир­зо­ев А. М. Ру­да­ки и раз­ви­тие га­зе­ли в X–XV вв. [Душ.], 1958; Рейс­нер М. Л. Эво­лю­ция клас­си­че­ской га­зе­ли на фар­си (X–XIV вв.). М., 1989.

Вернуться к началу