НИЗАМИ́ ГЯНДЖЕВИ́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИЗАМИ́ ГЯНДЖЕВИ́ (Nizami Gəncəvi) Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141, Гянджа – 12.3.1209, там же), азерб. поэт и мыслитель. Писал на перс. яз. Вырос в семье учёных-богословов, получил всестороннее образование. Жил в Гяндже. Ок. 1173 женился на тюрк. рабыне Афак, которую воспел в своих стихах.
Крупнейший представитель персоязычной поэзии в азерб. лит-ре. Прославился как автор «Хамсе» («Пятерица») – цикла из 5 эпич. поэм в форме маснави (30 тыс. бейтов); действие её отд. эпизодов перенесено на территорию Азербайджана. Дидактич. поэма «Сокровищница тайн» (1178) написана усложнённым языком и состоит из 20 коротких, насыщенных нравоучит. притчами глав, которые связаны в единое целое ассоциативными переходами. В основе поэмы «Хосров и Ширин» (1180) – легендарный сюжет, наиболее полно изложенный Фирдоуси: предание о любви шаха Хосрова к красавице Ширин. В своей трактовке Н. Г. впервые отводит гл. роль героине, наделяя её высокими моральными качествами. В поэме «Лейли и Меджнун» (1188) разрабатывается старинная араб. легенда о несчастной любви юноши-поэта Кайса, прозванного Меджнун (букв. – одержимый), к красавице Лейли. Н. Г. придал легенде монументальность и законченность, развил характеры героев, психологически мотивировав их поступки. Поэма «Семь красавиц» (1197) создана по мотивам ср.-век. восточной легенды о шахе Бахраме Гуре; в ней занимат. новеллы о любви, восходящей от грубой чувственности к духовному просветлению, рассказываемые от лица 7 царевен – жён Бахрама, сочетаются с описанием превращения легкомысленного шаха в справедливого и умного правителя. Поэма «Искандер-наме» (1203) – социальная утопия Н. Г., объединяет историч. повествование с филос. размышлениями и состоит из двух частей – «Шараф-наме» («Книга славы») и «Икбал-наме» («Книга счастья»). В центре поэмы образ Искандера – Александра Македонского, предстающего защитником всех обиженных и угнетённых. Образ идеального правителя дополнен смелой для своего времени идеей: как бы ни был хорош государь, совершенное общество – то, где все люди равны: нет ни богатых, ни бедных, ни властей, ни подчинённых. Поэмы Н. Г. отличаются мастерством композиции, неожиданностью сюжетных поворотов, чёткой прорисовкой характеров, яркими образами, богатством языка и изощрённой поэтич. техникой. Вызвав множество подражаний и поэтич. «ответов» (в т. ч. Навои, Амира Хосрова Дехлеви), они оказали большое воздействие на литературу Ближнего и Ср. Востока.
Сохранились также фрагменты лирич. дивана Н.: газели, касыды, рубаи и кит’ы (небольшие стихотворения филос. или дидактич. содержания) – ок. 20 тыс. бейтов.