РУМИ́ ДЖАЛАЛ АД-ДИН МУХАММЕД БАЛХИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУМИ́ Джалал ад-Дин Мухаммед Балхи (поч. имя Маулана, Мевлана, т. е. «наш господин») (30.9.1207, Балх, Афганистан – 17.12.1273, Конья, ныне в Турции), персоязычный тюрк. поэт-мистик. Родился в семье известного правоведа и богослова Баха ад-Дина Веледа (1148–1231), который бежал от хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда в Малую Азию. В 1212–19 жил в Нишапуре, Багдаде, Дамаске, Алеппо; изучал богословские и юридич. науки. Занял пост преподавателя в медресе в Конье, где создал суфийскую общину (см. Суфизм) и написал осн. сочинения. В 1244 познакомился со странствующим суфийским поэтом Шамсом Тебризи, который стал его ближайшим другом и духовным наставником; на взгляды Р. повлияли также экстатич. идеи аль-Халладжа и Аттара. Единственной реальностью Р. признавал Бога; всё в мире включено в вечный кругооборот нисхождения от Бога и возвращения к Нему. В отличие от некоторых суфиев, Р. обязывал мистика следовать шариату; вместе с тем в нарушение его предписаний поощрял занятия музыкой, пением и танцами.
Р. – одна из ключевых фигур персоязычной суфийской литературы. Его лирический «Большой Диван» («Дивани Кебир», св. 30000 бейтов) включает, наряду с касыдами и стихами в форме тарджибанд, ок. 2000 рубаи и более 3000 газелей, предназначенных для рецитации на суфийских радениях (сама), в частности – для вокального исполнения в сопровождении игры на тростниковой свирели (ней). Газели Р., отмеченные большой эмоциональностью и страстностью, отличают музыкальность, чёткий ритм, обилие повторов. В своей лирике, пронизанной пантеистич. мотивами и стремлением к мистич. соединению с Богом, проповедовал идею абсолютной ценности человека, выступал против религ. обрядности и схоластики.
Наибольшую славу Р. принёс эпико-дидактич. труд «Поэма о скрытом смысле» («Маснави-йи манави», записана со слов Р. его секретарём Хусам ад-Дином Челеби) – стихотв. руководство из 6 тетрадей (дафтаров) в 25 632 бейтах, состоящее из притч с толкованием осн. положений суфизма. Сохранился сб-к проповедей «Маджалис-и Саба» («Семь собраний») и 145 писем Р. («Макатиб»). Беседы Р. с учениками уже после его смерти были собраны в прозаич. трактат «Фихи ма фихи» («В нём то, что в нём»).
Творчество Р. оказало значит. влияние на развитие суфийской мистики и литератур мусульм. Востока; его мавзолей в Конье является местом поклонения.