Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУМИ́ ДЖАЛАЛ АД-ДИН МУХАММЕД БАЛХИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 760-761

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Багиров, Н. Ю. Чалисова

РУМИ́ Джа­лал ад-Дин Му­хам­мед Бал­хи (поч. имя Мау­ла­на, Мев­ла­на, т. е. «наш гос­по­дин») (30.9.1207, Балх, Аф­га­ни­стан – 17.12.1273, Ко­нья, ны­не в Тур­ции), пер­соя­зыч­ный тюрк. по­эт-мис­тик. Ро­дил­ся в се­мье из­вест­но­го пра­во­ве­да и бо­го­сло­ва Ба­ха ад-Ди­на Ве­ле­да (1148–1231), ко­то­рый бе­жал от хо­резм­ша­ха Ала ад-Ди­на Му­хам­ме­да в Ма­лую Азию. В 1212–19 жил в Ни­ша­пу­ре, Ба­гда­де, Да­ма­ске, Алеп­по; изу­чал бо­го­слов­ские и юри­дич. нау­ки. За­нял пост пре­по­да­ва­те­ля в мед­ре­се в Ко­нье, где соз­дал су­фий­скую об­щи­ну (см. Су­физм) и на­пи­сал осн. со­чи­не­ния. В 1244 по­зна­ко­мил­ся со стран­ст­вую­щим су­фий­ским по­этом Шам­сом Теб­ри­зи, ко­то­рый стал его бли­жай­шим дру­гом и ду­хов­ным на­став­ни­ком; на взгля­ды Р. по­влия­ли так­же экс­та­тич. идеи аль-Хал­лад­жа и Ат­та­ра. Един­ст­вен­ной ре­аль­но­стью Р. при­зна­вал Бо­га; всё в ми­ре вклю­че­но в веч­ный кру­го­обо­рот нис­хо­ж­де­ния от Бо­га и воз­вра­ще­ния к Не­му. В от­ли­чие от не­ко­то­рых су­фи­ев, Р. обя­зы­вал мис­ти­ка сле­до­вать ша­риа­ту; вме­сте с тем в на­ру­ше­ние его пред­пи­са­ний по­ощ­рял за­ня­тия му­зы­кой, пе­ни­ем и тан­ца­ми.

Р. – од­на из клю­че­вых фи­гур пер­со­языч­ной су­фий­ской ли­те­ра­ту­ры. Его ли­ри­че­ский «Боль­шой Ди­ван» («Ди­ва­ни Ке­бир», св. 30000 бей­тов) вклю­ча­ет, на­ря­ду с ка­сы­да­ми и сти­ха­ми в фор­ме тард­жи­банд, ок. 2000 ру­баи и бо­лее 3000 га­зе­лей, пред­на­зна­чен­ных для ре­ци­та­ции на су­фий­ских ра­де­ни­ях (са­ма), в ча­ст­но­сти – для во­каль­но­го ис­пол­не­ния в со­про­во­ж­де­нии иг­ры на тро­ст­ни­ко­вой сви­ре­ли (ней). Га­зе­ли Р., от­ме­чен­ные боль­шой эмо­цио­наль­но­стью и стра­ст­ностью, от­ли­ча­ют му­зы­каль­ность, чёт­кий ритм, оби­лие по­вто­ров. В сво­ей ли­ри­ке, про­ни­зан­ной пан­теи­стич. мо­ти­ва­ми и стрем­ле­ни­ем к мис­тич. со­еди­не­нию с Бо­гом, про­по­ве­до­вал идею аб­со­лют­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка, вы­сту­пал про­тив ре­лиг. об­ряд­но­сти и схо­ла­сти­ки.

Наи­боль­шую сла­ву Р. при­нёс эпи­ко-ди­дак­тич. труд «По­эма о скры­том смыс­ле» («Мас­на­ви-йи ма­на­ви», за­пи­са­на со слов Р. его сек­ре­та­рём Ху­сам ад-Ди­ном Че­ле­би) – сти­хотв. ру­ко­во­д­ство из 6 тет­ра­дей (даф­та­ров) в 25 632 бей­тах, со­стоя­щее из притч с тол­ко­ва­ни­ем осн. по­ло­же­ний су­физ­ма. Со­хра­нил­ся сб-к про­по­ве­дей «Мад­жа­лис-и Са­ба» («Семь со­б­ра­ний») и 145 пи­сем Р. («Ма­ка­тиб»). Бе­се­ды Р. с уче­ни­ка­ми уже по­сле его смер­ти бы­ли со­б­ра­ны в про­за­ич. трак­тат «Фи­хи ма фи­хи» («В нём то, что в нём»).

Твор­че­ст­во Р. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие су­фий­ской мис­ти­ки и ли­те­ра­тур му­сульм. Вос­то­ка; его мав­зо­лей в Ко­нье яв­ля­ет­ся ме­стом по­кло­не­ния.

Соч.: The Mathnawi. L.; Leiden, 1925–1940. Vol. 1–8; [Со­чи­не­ния]. Те­ге­ран, 1957–1967. Т. 1–10 (на перс. яз.); Фи­хи ма фи­хи. Те­ге­ран, 1959; Ди­ван-и ка­бир йа кул­лий­ат-и Шамс. Те­ге­ран, 1972. Ч. 1–10; По­эма о скры­том смыс­ле. Из­бран­ные прит­чи. М., 1986; Га­зе­ли; Прит­чи. Душ., 1988; До­ро­га пре­вра­ще­ний: Су­фий­ские прит­чи. М., 2009; Мас­на­ви-йи ма’нави. По­эма о скры­том смыс­ле. М., 2013. [Т. 1–2].

Лит.: Чит­тик У. К. В по­ис­ках скры­то­го смыс­ла: Су­фий­ский путь люб­ви, ду­хов­ное уче­ние Ру­ми. М., 1995; Lewis F. D. Rumi. Past and present, east and west: The life, teachings and poetry of J. Rumi. Oxf.; Boston, 2000.

Вернуться к началу