ХАЛЛА́ДЖ АБУ-ЛЬ-МУГИС АЛЬ-ХУСАЙН ИБН МАНСУР АЛЬ-ХАЛЛАДЖ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАЛЛА́ДЖ, Абу-ль-Мугис аль-Хусайн ибн Мансур аль-Халладж (858, Тур, Юж. Иран – 26.3.922, Багдад), мусульм. мистик, представитель экстатического суфизма. Учился у Сахля ат-Тустари (ум. 896) и Амра аль-Макки (ум. 908). Обретя известность, решился на открытую проповедь, вызвавшую неприятие суфийских шейхов. Х. прилюдно порвал с ними и отправился в 5-летнее странствие по Хорасану, Хузестану (Хузистану) и Мавераннахру. После возвращения суфийские наставники обвинили его в связи с джиннами, разглашении божественных тайн, шарлатанстве. Х. совершил 2-е путешествие в Индию и Туркестан, где обрёл множество новых сторонников. Вернувшись, стал проповедовать среди простонародья, которое видело в нём мессию (махди). Его самым знаменитым выражением этого периода стало изречение «Я – Истинный Бог». В 913 арестован в г. Сус, в Ахвазе, и отправлен в Багдад. Обвинён в связях с карматами, в 922 осуждён на смерть и подвергнут мучительной казни через четвертование.
Из сочинений полностью сохранился «Сад знания» («Китаб ат-Тавасин»), другие дошли во фрагментах. Особой известностью пользовались его стихи. Х. развил оригинальную концепцию, центр. идеей которой стало единение с Богом. Через предварительное очищение суфий должен избавиться от человеческих, тварных качеств, отринув все земные привязанности. В результате в человеке обнаруживается частица Божественной природы (лахут), Божественное Я, которое является духом, помещённым в человеческую природу (насут). В результате воссоединения этого Я с Богом человеческое Я гибнет и наступает состояние единения. Это состояние достигается через страстную любовь к Богу. Речь мистика трансформируется, и он начинает выражать свою мысль в экспрессивных речениях (шатхият). Этот язык является истинным языком общения с Богом. Широкую известность получило также учение Х. об оправдании Иблиса, который, исповедуя Божественное единство (таухид), не стал поклоняться сотворённому из праха Адаму.
После казни Х. умеренный и экстатич. суфизм окончательно разошлись. Идеи последнего часто становились объектом критики со стороны традиционалистов. Оппоненты обвиняли суфия в учении о воплощении Бога в человеке (хулуль). На западе мусульм. мира идеи Х. были реабилитированы аль-Газали и послужили фундаментом доктрины вахдат аль-вуджуд Ибн аль-Араби. На востоке они пользовались популярностью среди видных суфиев и мыслителей (Аттар, Руми, Насир ад-Дин ат-Туси и др.). Там же среди суфийских братств Х. стал считаться святым.