Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИБН АЛЬ-А́РАБИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ибрагим

ИБН АЛЬ-А́РАБИ, Ибн Ара­би Абу Бакр Му­хам­мад ибн Али Му­хид­дин (7.8.1165, Мур­сия, Ан­да­лу­сия, ны­не Ис­па­ния – 16.11.1240, Да­маск), ара­бо-му­суль­ман­ский фи­ло­соф, мис­тик и по­эт; из­вес­тен как «Ве­ли­чай­ший шейх» (аш-Шейх аль-Ак­бар) су­физ­ма.

Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Се­ви­лье – круп­ней­шем цен­тре му­сульм. куль­ту­ры в Ис­па­нии. Став су­фи­ем в 1184, пу­те­ше­ст­во­вал по го­ро­дам Ан­да­лу­сии и Сев. Аф­ри­ки в по­ис­ках на­став­ни­ков, ок. 1201 со­вер­шил па­лом­ни­че­ст­во в Мек­ку, по­се­тил Еги­пет и Ма­лую Азию. С 1223 жил в Да­ма­ске. Сре­ди ог­ром­но­го лит. на­сле­дия И. аль-А. (бо­лее 800 со­чи­не­ний) вы­де­ля­ют­ся «Мек­кан­ские от­кро­ве­ния» – ду­хов­ный днев­ник по­след­них трёх де­ся­ти­ле­тий его жиз­ни, свое­об­раз­ная эзо­те­рич. «эн­цик­ло­пе­дия су­физ­ма». Осо­бен­но по­пу­ляр­ная сре­ди су­фи­ев кн. «Гем­мы муд­ро­сти» бы­ла пе­ре­ве­де­на на мн. язы­ки му­сульм. ми­ра, к ней бы­ло со­став­ле­но св. 150 ком­мен­та­ри­ев.

Центр. кон­цеп­ция И. аль-А. – уче­ние о «един­ст­ве бы­тия» (или о «Еди­ном – Бы­тии», вах­дат аль-вуд­жуд). Ис­лам­скую фор­му­лу еди­но­бо­жия «Нет бо­же­ст­ва, кро­ме Бо­га» И. аль-А. за­ме­нил фор­му­лой «Нет су­ще­го, кро­ме Бо­га». Мно­жест­во ве­щей пред­став­ля­ет со­бой разл. про­яв­ле­ния Бо­га, ко­то­рый есть Еди­ное, или Бы­тие. Бог пред­ста­ёт у И. аль-А. как еди­ная жи­вая кра­со­та, раз­ли­тая в бес­чис­лен­ных фор­мах ми­ра и бо­лее все­го во­пло­щён­ная в жен­щи­не. Со­тво­ре­ние ми­ра есть са­мо­раз­вёр­ты­ва­ние Бо­га, пе­ре­ход чис­то­го Бы­тия в различно оформ­лен­ные су­щие. Мо­ти­вом же тво­ре­ния слу­жит стрем­ле­ние Аб­со­лю­та к са­мо­по­зна­нию, так что Все­лен­ная есть то зер­ка­ло, в ко­то­ром Бог со­зер­ца­ет Се­бя, и наи­бо­лее пол­но это са­мо­со­зер­ца­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез че­ло­ве­ка. В ка­ж­дом по­ко­ле­нии су­ще­ст­ву­ет «со­вер­шен­ный че­ло­век» (аль-Ин­сан аль-ка­миль), во­пло­щаю­щий в се­бе всё бо­гат­ст­во фи­зич. и бо­же­ст­вен­но­го ми­ров и слу­жа­щий мос­том ме­ж­ду Бо­гом и тва­ря­ми; это и есть дос­тиг­ший наи­выс­ше­го со­вер­шен­ст­ва су­фий, ось, во­круг ко­то­рой вра­ща­ет­ся весь кос­мос. Бог про­яв­ля­ет­ся в разл. фор­мах в за­ви­си­мо­сти от вос­при­ни­маю­ще­го, по­доб­но во­де, ко­то­рая при­ни­ма­ет цвет по­су­ды. По­это­му ис­тин­ный су­фий не ог­ра­ни­чи­ва­ет се­бя к.-л. од­ним ве­ро­ис­по­ве­да­ни­ем, но ви­дит Бо­га в ка­ж­дом из них.

Кутб ад-Дин аш-Ши­ра­зи (ум. 1311) и Садр ад-Дин аш-Ши­ра­зи (Мул­ла Сад­ра, ум. 1640 или 1641) со­еди­ни­ли кон­цеп­цию «един­ст­ва бы­тия» И. аль-А. с уче­ни­ем ас-Сух­ра­вар­ди об «оза­ре­нии». Рас­про­стра­не­нию док­три­ны И. аль-А. в пер­соя­зыч­ном ми­ре спо­соб­ст­во­ва­ли та­кие вид­ные су­фий­ские по­эты и мыс­ли­те­ли, как Джа­лал ад-Дин Ру­ми, Мах­муд аш-Ша­би­ста­ри (ум. 1320) и Аб­дур­рах­ман Джа­ми. Еди­но­мыш­лен­ни­ком и дру­гом И. аль-А. был араб. по­эт Ибн аль-Фа­рид.

Соч.: Гем­мы муд­ро­сти // Смир­нов А. В. Ве­ли­кий шейх су­физ­ма. М., 1993; Мек­кан­ские от­кро­ве­ния. CПб., 1995; На­став­ле­ния ищу­ще­му Бо­га // Сред­не­ве­ко­вая араб­ская фи­ло­со­фия. Про­бле­мы и ре­ше­ния. М., 1998.

Лит.: Landau R. The philosophy of Ibn Arabi. N. Y., 1959; Affifi A. E. The Mystical philosophy of Muhyid Din-Ibnul Arabi. Camb., 1964; Corbin H. L’imagination creatrice dans le sou­fisme d’Ibn Arabi. P., 1969; Takeshita M. Ibn ‘Arabi’s theory of perfect man and its place in the history of Islamic Thought. Tokyo, 1987; Chittick W. The Self-Disclosure of God: principles of Ibn al-‘Arabi’s Cosmology. Albany, 1998; Ри­за­эт­дин ибн Фах­руд­дин. Ибн Ара­би. Ка­зань, 2004.

Вернуться к началу