ИБН АЛЬ-А́РАБИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИБН АЛЬ-А́РАБИ, Ибн Араби Абу Бакр Мухаммад ибн Али Мухиддин (7.8.1165, Мурсия, Андалусия, ныне Испания – 16.11.1240, Дамаск), арабо-мусульманский философ, мистик и поэт; известен как «Величайший шейх» (аш-Шейх аль-Акбар) суфизма.
Образование получил в Севилье – крупнейшем центре мусульм. культуры в Испании. Став суфием в 1184, путешествовал по городам Андалусии и Сев. Африки в поисках наставников, ок. 1201 совершил паломничество в Мекку, посетил Египет и Малую Азию. С 1223 жил в Дамаске. Среди огромного лит. наследия И. аль-А. (более 800 сочинений) выделяются «Мекканские откровения» – духовный дневник последних трёх десятилетий его жизни, своеобразная эзотерич. «энциклопедия суфизма». Особенно популярная среди суфиев кн. «Геммы мудрости» была переведена на мн. языки мусульм. мира, к ней было составлено св. 150 комментариев.
Центр. концепция И. аль-А. – учение о «единстве бытия» (или о «Едином – Бытии», вахдат аль-вуджуд). Исламскую формулу единобожия «Нет божества, кроме Бога» И. аль-А. заменил формулой «Нет сущего, кроме Бога». Множество вещей представляет собой разл. проявления Бога, который есть Единое, или Бытие. Бог предстаёт у И. аль-А. как единая живая красота, разлитая в бесчисленных формах мира и более всего воплощённая в женщине. Сотворение мира есть саморазвёртывание Бога, переход чистого Бытия в различно оформленные сущие. Мотивом же творения служит стремление Абсолюта к самопознанию, так что Вселенная есть то зеркало, в котором Бог созерцает Себя, и наиболее полно это самосозерцание осуществляется через человека. В каждом поколении существует «совершенный человек» (аль-Инсан аль-камиль), воплощающий в себе всё богатство физич. и божественного миров и служащий мостом между Богом и тварями; это и есть достигший наивысшего совершенства суфий, ось, вокруг которой вращается весь космос. Бог проявляется в разл. формах в зависимости от воспринимающего, подобно воде, которая принимает цвет посуды. Поэтому истинный суфий не ограничивает себя к.-л. одним вероисповеданием, но видит Бога в каждом из них.
Кутб ад-Дин аш-Ширази (ум. 1311) и Садр ад-Дин аш-Ширази (Мулла Садра, ум. 1640 или 1641) соединили концепцию «единства бытия» И. аль-А. с учением ас-Сухраварди об «озарении». Распространению доктрины И. аль-А. в персоязычном мире способствовали такие видные суфийские поэты и мыслители, как Джалал ад-Дин Руми, Махмуд аш-Шабистари (ум. 1320) и Абдуррахман Джами. Единомышленником и другом И. аль-А. был араб. поэт Ибн аль-Фарид.