СУХРАВА́РДИ ШИХАБ АД-ДИН ЯХЬЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУХРАВА́РДИ (ас-Сухраварди) Шихаб ад-Дин Яхья (1154, Сухравард, Иран – 1191, Алеппо, Сирия), иран. философ, основатель ишракизма, или философии озарения (от араб. «ишрак» – озарение), одного из пяти осн. направлений классич. арабо-мусульманской философии.
В ряде ранних сочинений («Намёки», «Противостояния» и др.) С. излагает принятый для его времени вариант учения фальсафы (арабоязычного аристотелизма). Совершив путешествие по Сирии и Анатолии и поселившись в 1183 в Алеппо, С., отойдя от аристотелизма, формулирует собств. филос. учение.
Осн. филос. произведение – «Мудрость озарения» («Хикмат ал-ишрак»). В нём С. попытался построить безупречную монистич. систему на фундаменте метафизики света, сопровождая это номиналистич. критикой категории «существование» и субстанциальных форм перипатетиков. Абсолютизируя «свет», С. трактует «тьму» как чистую отрицательность, в число условий которой не входит «возможность». В качестве Первоначала выступает абсолютный «Свет светов», отношение Первоначала к своим следствиям описывается как убывание «интенсивности» света. Все светы представляют собой нечто абсолютно простое, одинаковое, но различающееся по интенсивности: каждый нижестоящий свет в отношении вышестоящего менее интенсивен и в силу этого «подчинён» ему. В силу совершенной простоты свет представляет собой абсолютную явленность, в случае отсутствия «завесы» такая явленность тождественна познанию. Завеса отсутствует между Светом светов и любым др. светом; самость, или «я» человека, представляет собой свет и потому не скрыта от самой себя. С., как и Ибн Сина, считает самопознание интуитивным, но, в отличие от последнего, описывает его как схватывание световой природы самим же светом. Познание протекает в двух осн. формах – «исследование», опирающееся на логику, и «интуиция», непосредств. схватывание световой истины любой вещи. Комментаторами «Мудрости озарения» выступили аш-Шахразури (13–14 вв.), Кутб ад-Дин аш-Ширази (ум. 1311), Садр ад-Дин аш-Ширази (ум. 1640 или 1641).
Ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетич. мотивов написаны «Храмы света», «Имадовы скрижали». В числе многочисл. аллегорич. и мистич. трактатов, написанных на араб. и перс. языках, – «В западне Запада», «Трактат о птицах», «Язык муравьёв» и др.
Философия озарения в соединении с идеями фальсафы, суфийскими мотивами и элементами шиитской доктрины составила учение «ирфан», систематизированное Садр ад-Дином аш-Ширази (муллой Садра) и пропагандируемое в совр. Иране как высшее достижение исламской филос. мысли.
Три тома сочинений С. на араб. и перс. языках изданы в 1952 А. Корбеном, затем неоднократно переиздавались.