Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИБН АЛЬ-ФА́РИД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 604

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

ИБН АЛЬ-ФА́РИД Умар ибн Али Ша­раф ад-Дин аль-Мис­ри (1181, Ка­ир – 1235, там же), араб. по­эт-мис­тик. Из се­мьи хо­да­тая по де­лам о раз­де­ле иму­ще­ст­ва (араб. – фа­рид), от­ку­да про­ис­хо­дит про­зви­ще И. аль-Ф. Изу­чив под ру­ко­во­д­ст­вом от­ца ос­но­вы ве­ро­уче­ния и ша­фи­ит­ско­го пра­ва, И. аль-Ф. про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние у Ибн Аса­ки­ра и аль-Мун­зи­ри, за­ни­ма­ясь с ни­ми ха­ди­са­ми. Уже в юно­сти пре­да­вал­ся ас­ке­зе и уе­ди­не­нию на скло­нах го­ры аль-Му­кат­там под Каи­ром. Не­смот­ря на яв­ное ув­ле­че­ние су­физ­мом, не при­над­ле­жал ни к од­но­му брат­ст­ву. Ок. 15 лет про­вёл в Хид­жа­зе, где, ве­ро­ят­но, на­пи­сал боль­шин­ст­во со­чи­не­ний. По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну сни­скал сла­ву свя­то­го. Его мо­ги­ла у под­но­жия аль-Му­кат­та­ма ос­та­ёт­ся объ­ек­том па­лом­ни­че­ст­ва.

Твор­че­ст­во И. аль-Ф. тес­но свя­за­но с су­физ­мом, хо­тя он и не был сис­те­ма­ти­за­то­ром су­фий­ских по­ня­тий и об­ра­зов, в от­ли­чие от сво­его ве­ли­ко­го со­вре­мен­ни­ка Ибн аль-Ара­би. Его ди­ван вклю­ча­ет ряд не­боль­ших ка­сыд, воз­мож­но, на­пи­сан­ных для ис­пол­не­ния под му­зы­ку на су­фий­ских ра­де­ни­ях (араб. – са­ма). Наи­бо­лее из­вест­ны «аль-Хам­рия», опи­сы­ваю­щая опь­я­не­ние «ви­ном» (араб. – хамр) люб­ви к Ал­ла­ху, и «Назм ас-су­лук» (ина­че «ат-Таыя аль-куб­ра»). К обо­им име­ют­ся мно­го­числ. су­фий­ские ком­мен­та­рии. До 15 в. по­этич. на­сле­дие И. аль-Ф. бы­ло пред­ме­том бо­го­слов­ских спо­ров о со­вмес­ти­мо­сти его взгля­дов с по­ло­же­ния­ми ис­лам­ско­го ве­ро­уче­ния.

Лит.: Ру­шайд б. Га­либ. Шарх ди­ван Ибн аль-Фа­рид. Ка­ир, 1901. Т. 1–2; Бер­тельс Е. Э. Избр. тру­ды. М., 1965. Т. 3: Су­физм и су­фий­ская ли­те­ра­ту­ра.

Вернуться к началу