Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖАМИ́ АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 632

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Чалисова; Е. М. Фраёнова (музыка)

ДЖАМИ́ Аб­дур­рах­ман Ну­рад­дин ибн Ах­мад (7.11.1414, Джам, близ Ни­ша­пу­ра, Иран – 9.11.1492, Ге­рат, ны­не Аф­га­ни­стан), перс. по­эт, фи­ло­соф, му­зы­кант. Ро­дил­ся в се­мье пра­во­ве­дов. Учил­ся в мед­ре­се в Ге­ра­те, Самар­кан­де, по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние как в об­лас­ти тра­диц. на­ук (араб. яз., Ко­ран, ха­ди­сы, пра­во), так и в об­лас­ти фи­ло­со­фии и точ­ных на­ук. С юно­сти Д. ув­ле­кал­ся су­физ­мом; стал уче­ни­ком (мю­ри­дом) Саад ад-Ди­на Каш­га­ри – гла­вы брат­ст­ва Накш­бан­дийя в Ге­ра­те. Наи­боль­шую сла­ву Д. сни­скал как ав­тор ка­сыд, га­зе­лей и по­эм-мас­на­ви. Раз­ви­вая тра­ди­цию «Пя­те­ри­цы» Ни­за­ми Гянд­же­ви, Д. соз­дал свою «Се­ме­ри­цу» («Хафт ав­ранг», или «Семь ко­рон»), в ко­то­рую во­шли: со­б­ра­ние рас­ска­зов и притч «Зо­ло­тая цепь» («Силь­си­лят аз-за­хаб», ч. 1–3, 1472–86), из­ла­гаю­щих фи­лос.-этич. по­ло­же­ния на­кшбан­ди­ев; по­эма «Са­ла­ман и Аб­саль» (1480), где в ал­ле­го­рич. фор­ме пе­ре­да­но су­фий­ское уче­ние о пре­одо­ле­нии плот­ской люб­ви на пу­ти к бо­же­ст­вен­ной; ди­дак­тич. по­эма «По­дар­ки бла­го­род­ным» («Тух­фат аль-ах­рар», 1481), со­стоя­щая из 20 притч, об­ли­чаю­щих по­ро­ки вре­ме­ни, про­из­вол вла­стей и ли­це­ме­рие уле­мов; ди­дак­тич.-мис­тич. по­эма «Чёт­ки пра­вед­ных» («Суб­хат аль-аб­рар», ок. 1482); су­фий­ские лю­бов­ные ал­ле­го­рии «Юсуф и Зу­лей­ха» (1483) и «Лей­ли и Медж­нун» (1484); ди­дак­тич. по­эма «Кни­га муд­ро­сти Ис­кан­де­ра» (ок. 1485), на­пи­сан­ная в ви­де бе­сед Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го с фи­ло­со­фа­ми на мо­раль­но-этич. те­мы. Сти­хо­тво­ре­ния Д. объ­е­ди­не­ны в три по­этич. ди­ва­на: «На­ча­ло юно­сти» («Фа­ти­хат аш-ша­баб», 1479), «Цен­траль­ная жем­чу­жи­на оже­ре­лья» («Ва­си­тат аль-акд», 1489) и «За­вер­ше­ние жиз­ни» («Ха­ти­мат аль-ха­ят», 1490–91); к чис­лу наи­бо­лее зна­ме­ни­тых ре­лиг.-фи­лос. ка­сыд от­но­сят­ся «Мо­ре тайн» («Бахр аль-ас­рар», 1475) и «Сия­ние ду­ха», в ко­то­рых осу­ж­да­ет­ся ра­цио­на­лизм Ибн Си­ны. Д. при­над­ле­жат так­же неск. су­фий­ских трак­та­тов и сбор­ник бо­лее 600 био­гра­фий су­фи­ев «Ду­но­ве­ния [Бо­же­ст­вен­ной] друж­бы из чер­то­гов Свя­то­сти» («На­фа­хат аль-унс мин ха­да­рат аль-кудс», 1476–78). Био­гра­фич. свод «Ве­сен­ний сад» (1487) со­дер­жит изящ­ные по фор­ме на­зи­да­тель­ные рас­ска­зы о про­слав­лен­ных по­этах Ира­на. Д. на­пи­сан це­лый ряд на­уч. со­чи­не­ний: трак­та­ты о риф­ме и мет­ри­ке, кни­га о со­став­ле­нии сти­хо­твор­ных за­га­док, ша­рад и ре­бу­сов. Осо­бое ме­сто в его на­сле­дии за­ни­ма­ет «Трак­тат о му­зы­ке» («Ри­со­лаи му­си­ки»), в ко­то­ром обоб­ще­ны тру­ды пред­ше­ст­вен­ни­ков Д. (аль-Фа­ра­би, Ибн Си­ны, Са­фи ад-Ди­на, Абд аль-Ка­ди­ра). В 2 осн. час­тях трак­та­та (уче­ние о ком­по­зи­ции, уче­ние о рит­ме) да­ны по­ня­тия муз. ин­тер­ва­лов, тет­ра­хор­дов, пен­та­хор­дов и их со­еди­не­ний, наи­мень­шей рит­мич. еди­ни­цы (накр), «рит­ми­че­ских кру­гов» (ос­ти­нат­ных рит­мич. фор­мул), объ­яс­не­ны рас­по­ло­же­ние зву­ков 17-сту­пен­но­го ок­тав­но­го зву­ко­ря­да на стру­нах уда, ла­до­вая ос­но­ва 12 ма­ко­мов, прин­ци­пы со­че­та­ния муз. и по­этич. рит­ми­ки.

Твор­че­ст­во Д., за­вер­шаю­щее клас­сич. пе­ри­од ис­то­рии перс. лит-ры, ока­за­ло силь­ное влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие перс. и ря­да со­пре­дель­ных с ней лите­ра­тур.

Соч.: Трак­тат о му­зы­ке / Ком­мент. В. М. Бе­ляе­ва. Таш., 1960; Юсуф и Зу­лей­ха. М., 1964; Са­ла­ман и Аб­саль. Душ., 1967; Избр. про­из­ве­де­ния: В 4 т. Душ., 1971–1981.

Лит.: Хек­мат А. А. Джа­ми. Те­ге­ран, 1941 (на перс. яз.); Rypka J. Iranische Lite­ra­tur­geschichte. Lpz., 1959; Бер­тельс Е. Э. На­вои и Джа­ми. М., 1965; Рип­ка Я. Ис­то­рия пер­сид­ской и тад­жик­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1970; Аф­сах­зод А. Ли­ри­ка Абд ар-Рах­ма­на Джа­ми. М., 1988; Са­фа З. Та­рих-е ада­биййат дар Иран. Те­ге­ран, 1993. Т. 4.

Вернуться к началу