ДЖАМИ́ АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАД
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖАМИ́ Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Иран – 9.11.1492, Герат, ныне Афганистан), перс. поэт, философ, музыкант. Родился в семье правоведов. Учился в медресе в Герате, Самарканде, получил хорошее образование как в области традиц. наук (араб. яз., Коран, хадисы, право), так и в области философии и точных наук. С юности Д. увлекался суфизмом; стал учеником (мюридом) Саад ад-Дина Кашгари – главы братства Накшбандийя в Герате. Наибольшую славу Д. снискал как автор касыд, газелей и поэм-маснави. Развивая традицию «Пятерицы» Низами Гянджеви, Д. создал свою «Семерицу» («Хафт авранг», или «Семь корон»), в которую вошли: собрание рассказов и притч «Золотая цепь» («Сильсилят аз-захаб», ч. 1–3, 1472–86), излагающих филос.-этич. положения накшбандиев; поэма «Саламан и Абсаль» (1480), где в аллегорич. форме передано суфийское учение о преодолении плотской любви на пути к божественной; дидактич. поэма «Подарки благородным» («Тухфат аль-ахрар», 1481), состоящая из 20 притч, обличающих пороки времени, произвол властей и лицемерие улемов; дидактич.-мистич. поэма «Чётки праведных» («Субхат аль-абрар», ок. 1482); суфийские любовные аллегории «Юсуф и Зулейха» (1483) и «Лейли и Меджнун» (1484); дидактич. поэма «Книга мудрости Искандера» (ок. 1485), написанная в виде бесед Александра Македонского с философами на морально-этич. темы. Стихотворения Д. объединены в три поэтич. дивана: «Начало юности» («Фатихат аш-шабаб», 1479), «Центральная жемчужина ожерелья» («Васитат аль-акд», 1489) и «Завершение жизни» («Хатимат аль-хаят», 1490–91); к числу наиболее знаменитых религ.-филос. касыд относятся «Море тайн» («Бахр аль-асрар», 1475) и «Сияние духа», в которых осуждается рационализм Ибн Сины. Д. принадлежат также неск. суфийских трактатов и сборник более 600 биографий суфиев «Дуновения [Божественной] дружбы из чертогов Святости» («Нафахат аль-унс мин хадарат аль-кудс», 1476–78). Биографич. свод «Весенний сад» (1487) содержит изящные по форме назидательные рассказы о прославленных поэтах Ирана. Д. написан целый ряд науч. сочинений: трактаты о рифме и метрике, книга о составлении стихотворных загадок, шарад и ребусов. Особое место в его наследии занимает «Трактат о музыке» («Рисолаи мусики»), в котором обобщены труды предшественников Д. (аль-Фараби, Ибн Сины, Сафи ад-Дина, Абд аль-Кадира). В 2 осн. частях трактата (учение о композиции, учение о ритме) даны понятия муз. интервалов, тетрахордов, пентахордов и их соединений, наименьшей ритмич. единицы (накр), «ритмических кругов» (остинатных ритмич. формул), объяснены расположение звуков 17-ступенного октавного звукоряда на струнах уда, ладовая основа 12 макомов, принципы сочетания муз. и поэтич. ритмики.
Творчество Д., завершающее классич. период истории перс. лит-ры, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие перс. и ряда сопредельных с ней литератур.