НАКШБАНДИ́ЙЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАКШБАНДИ́ЙЯ, суфийское братство, сложившееся к 14 в. в Бухаре; существует ныне. Названо по имени Накшбанда, который заложил основы организации братства; основателем Н. считается ср.-азиат. суфий Юсуф аль-Хамадани (ум. 1144). При Накшбанде опорой Н. были ремесленники и торговцы. Консолидация Н. после его смерти связана с именем Мухаммеда Парсы, при котором братство стало распространяться среди кочевников, что способствовало завершению исламизации Ср. Азии. Начиная с Хваджи-Ахрара, шейхи Н. активно вмешивались в политику, добившись преобладания братства в регионе, а также распространив своё влияние в Индию и Малую Азию, где возникли самостоят. ветви Н. В сер. 16 – 17 вв. Н. оказывали покровительство мусульм. правители из династий Шейбанидов и Джанидов в Ср. Азии, преемники Великих Моголов и Османы. В 1598 глава инд. ветви Н. шейх Сирхинди обновил учение и организацию братства, создав в нём направление Накшбандийя-Муджаддидийя, расцвет которого в Ср. Азии и на османском Ближнем Востоке пришёлся на рубеж 18–19 вв. В 1811 шейх Халид аль-Багдади (1776–1827) основал ветвь Н., названную его именем (Халидийя) и распространившуюся в Малой Азии, Курдистане, на Кавказе и островах Малайского архипелага. К 19 в. Н. распространилась также в Иране, Аравии, на Балканах, в Волго-Уральском регионе, Зап. Китае, на Мадагаскаре. В 19 в. Н. участвовала в политич. движениях, включая борьбу курдов за независимость и Кавк. войну 1817–64 (см. Мюридизм).
В Н. никогда не было единого центра. Организация общин и ритуальные практики близки др. суфийским братствам. Гл. отличием Н. считается тихий зикр. Другими особенностями являются практика внутр. затворничества, сменившая концепцию физич. затворничества, принятую у предшественников Н. из числа шейхов хваджаган, и духовная связь (рабита) между сердцем учителя и ученика. Вероятно, с Мухаммеда Парсы Н. усвоила учение Ибн аль-Араби о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд). Инициация в Н. происходит после 3-месячного искуса, во время которого претендент выполняет грязную работу на кухне. При инициации мюриду после омовения и клятвы шейху разъясняются правила и значение зикра. В братство принимают и женщин. Отличительным признаком членов Н. считается войлочный, обычно белого цвета, колпак (кулах) из 4 клиньев. Местом поклонения является мавзолей Накшбанда в Бухаре.