МЕДРЕСЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕДРЕСЕ́ (араб. мадраса – место учения; от дараса – учить), мусульманское религ.-просветит. и учебное заведение, готовящее представителей мусульм. духовной элиты (улемы). В М. поступают после окончания мектеба (мактаба) или домашней коранич. школы. Гл. предмет изучения и преподавания в М. – мусульманское право (фикх) [в соответствии с доктринами одного, нескольких или всех 4 толков (мазхабов) суннитского ислама, в зависимости от пожелания основателя М.], хотя позднее в одном М. фикх могли изучать по нескольким мазхабам. Кроме права изучались Коран, хадисы, араб. яз. и лит-ра, богословие (калам), а также светские дисциплины (математика, астрономия, медицина). Программ в М. не было, обучение велось в форме лекций и диспутов. М. и библиотеки при них существовали обычно на частные пожертвования (вакф).
Время и место возникновения М. как самостоят. организации (в первые века ислама функции М. исполняла мечеть) остаётся предметом дискуссий. Самым ранним считается М., упомянутое в описании пожара Бухары 937. По наиболее распространённому мнению, М. появились на востоке мусульм. мира, в гос-ве Сельджукидов (11–12 вв.) как суннитская реакция на создание в Египте Фатимидами-исмаилитами очагов пропаганды шиизма – Дворцов мудрости (Дар аль-хикма) и Домов науки (Дар аль-илм). Прообразом М. как гос. учреждения мог быть Дом мудрости (Байт аль-хикма), основанный в Багдаде первоначально халифом Харун ар-Рашидом (кон. 8 – нач. 9 вв.), более известный как академия аль-Маамуна (813–833), в стенах которой переводились на араб. яз. античные трактаты по философии, медицине, астрономии, механике. Согласно документу сер. 11 в., караханидский правитель Мавераннахра Тамгач-хан приказал основать в Самарканде «мадрасу, которая станет местом собраний людей науки и религии и включит в себя мечеть, учебные классы, школу для обучения Корану, класс чтеца Корана… подсобные помещения, двор и сад». В 11 в. Низам аль-Мульк, визирь Сельджукидов, создал широкую сеть М., в которых преподавали назначенные им самим авторитетные учёные и факихи-правоведы (напр., аль-Газали). Среди др. основателей М. – егип. султан Салах ад-Дин (Саладин), зангидский правитель Нур ад-Дин (сер. 12 в.).
Архит. тип М. как функционально самостоят. здания предположительно появился в 10–11 вв. либо под влиянием планировки буддийского монастыря – вихары (В. В. Бартольд), либо как развитие композиции хорасанского жилого дома с открытыми во внутр. двор 4 айванами (франц. учёный А. Годар). Ранние М. обычно не имели жилых помещений. Кельи для преподавателей и студентов появились, вероятно, во 2-й пол. 11 в. В 12–13 вв. получил развитие тип здания М. (по планировке близкий госпиталям, караван-сараям, ханакам), основу которого составил квадратный или прямоугольный в плане двор с учебными, молитв., жилыми и хозяйств. помещениями по сторонам и обязательным водоёмом посередине, пополняемым водой из фонтана или скрытых кранов; часть или всё пространство двора занимал сад. Архит. формы М. различались в зависимости от региона и эпохи. Для больших ср.-век. М. мусульм. Востока обычной стала композиция с айваном в центре каждой стороны двора; менее масштабные постройки могли обходиться 1, 2 или 3 айванами. Жилые комнаты обычно располагались наверху (если М. было 2-этажным или, редко, 3-этажным) либо в зонах между айванами, которые служили аудиториями и летней молельней (на стороне киблы); учебные залы, б-ка, службы устраивались по сторонам входа и в угловых помещениях (аль-Мустансирия в Багдаде, 1227–33; Школа двух минаретов в Эрзуруме, сер. 13 в.). С 12–13 вв. в Сирии и Египте М. нередко составляли единый комплекс с усыпальницей основателя (ан-Нурия в Дамаске, 1172; М.-мечеть султана Хасана в Каире, 1356–63). М. стран мусульм. Запада отличались камерностью и детально разработанным многоцветным декором дворовых фасадов и интерьеров (М. Аттарин в Фесе, 1325). В эпоху великих империй (Тимуридов, Сефевидов, Османов) М., как и соборные мечети, получили обращённые к городу фасады, выделенные монументальными нарядными порталами с орнаментами, религ. и дидактич. надписями, и заняли важное место в композиции парадных столичных архит. ансамблей (Регистан в Самарканде – медресе Улугбека, 1417–20, Шир-Дор, 1619–1635/36, и Тилля-Кари, 1646/47). К числу наиболее известных историч. М. относятся также аль-Азхар в Каире, аз-Зейтун в Тунисе, Бу-Инания в Фесе, Мисбахия в Марокко, Мири-Араб в Бухаре. В 18–19 вв. здания М. возводились в традиц. формах, без существенных изменений (М. Мухаммед Амин-хана в Хиве, 1851–54). Со 2-й пол. 20 в. мусульм. учебные здания строятся в формах совр. архитектуры (М.-ун-т аль-Мустансирия в Багдаде, 1970-е гг.; университетский городок близ Дохи, Катар, кон. 1990-х – нач. 2000-х гг.).
М. оказали влияние на становление системы колледжей в ср.-век. Зап. Европе. В Новое время на Ближнем и Среднем Востоке М. пришли в упадок. Традиц. набор изучаемых в них предметов, учебников и методика преподавания стали обновляться лишь в последней трети 19 – 20 вв. с появлением джадидизма и новометодных М. Во 2-й трети 20 в. часть М. вошла в состав университетов.
В СССР все мусульм. школы были закрыты – за исключением бухарского М. Мири-Араб и ташкентского М. Барак-хана (с 1971 Исламский ин-т), в которых велась подготовка кадров мусульманского духовенства. В постсоветское время в странах СНГ сеть М. восстанавливается как среднее звено между начальной коранич. школой и появившимися в 1990-е гг. исламскими вузами.