Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДРЕСЕ́

Авторы: В. О. Бобровников, Т. Х. Стародуб
«В медресе». Миниатюра из рукописи «Макамат» аль-Харири. 1237. Живописец и каллиграф Яхья ибн Махмуд аль-Васити (Багдад). Национальная библиотека (Париж).

МЕДРЕСЕ́ (араб. мад­ра­са – ме­сто уче­ния; от да­ра­са – учить), му­суль­ман­ское ре­лиг.-про­све­тит. и учеб­ное за­ве­де­ние, го­то­вя­щее пред­ста­ви­те­лей му­сульм. ду­хов­ной эли­ты (уле­мы). В М. по­сту­па­ют по­сле окон­ча­ния мек­те­ба (мак­та­ба) или до­маш­ней ко­ра­нич. шко­лы. Гл. пред­мет изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния в М. – му­суль­ман­ское пра­во (фикх) [в со­от­вет­ст­вии с док­три­на­ми од­но­го, не­сколь­ких или всех 4 тол­ков (маз­ха­бов) сун­нит­ско­го ис­ла­ма, в за­ви­си­мо­сти от по­же­ла­ния ос­но­ва­те­ля М.], хо­тя позд­нее в од­ном М. фикх мог­ли изу­чать по не­сколь­ким маз­ха­бам. Кро­ме пра­ва изу­ча­лись Ко­ран, ха­ди­сы, араб. яз. и лит-ра, бо­го­сло­вие (ка­лам), а так­же свет­ские дис­ци­п­ли­ны (ма­те­ма­ти­ка, ас­тро­но­мия, ме­ди­ци­на). Про­грамм в М. не бы­ло, обу­че­ние ве­лось в фор­ме лек­ций и дис­пу­тов. М. и биб­лио­те­ки при них су­ще­ст­во­ва­ли обыч­но на ча­ст­ные по­жерт­во­ва­ния (вакф).

Вре­мя и ме­сто воз­ник­но­ве­ния М. как са­мо­сто­ят. ор­га­ни­за­ции (в пер­вые ве­ка ис­ла­ма функ­ции М. ис­пол­ня­ла ме­четь) ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сий. Са­мым ран­ним счи­та­ет­ся М., упо­мя­ну­тое в опи­са­нии по­жа­ра Бу­ха­ры 937. По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­но­му мне­нию, М. поя­ви­лись на вос­то­ке му­сульм. ми­ра, в гос-ве Сель­джу­ки­дов (11–12 вв.) как сун­нит­ская ре­ак­ция на соз­да­ние в Егип­те Фа­ти­ми­да­ми-ис­маи­ли­та­ми оча­гов про­па­ган­ды ши­из­ма – Двор­цов муд­ро­сти (Дар аль-хик­ма) и До­мов нау­ки (Дар аль-илм). Про­об­ра­зом М. как гос. уч­ре­ж­де­ния мог быть Дом муд­ро­сти (Байт аль-хик­ма), ос­но­ван­ный в Ба­гда­де пер­во­на­чаль­но ха­ли­фом Ха­рун ар-Ра­ши­дом (кон. 8 – нач. 9 вв.), бо­лее из­вест­ный как ака­де­мия аль-Маа­му­на (813–833), в сте­нах ко­то­рой пе­ре­во­ди­лись на араб. яз. ан­тич­ные трак­та­ты по фи­ло­со­фии, ме­ди­ци­не, ас­тро­но­мии, ме­ха­ни­ке. Со­глас­но до­ку­мен­ту сер. 11 в., ка­ра­ха­нид­ский пра­ви­тель Ма­ве­ран­нах­ра Там­гач-хан при­ка­зал ос­но­вать в Са­мар­кан­де «мад­ра­су, ко­то­рая ста­нет ме­стом со­б­ра­ний лю­дей нау­ки и ре­ли­гии и вклю­чит в се­бя ме­четь, учеб­ные клас­сы, шко­лу для обу­че­ния Ко­ра­ну, класс чте­ца Ко­ра­на… под­соб­ные по­ме­ще­ния, двор и сад». В 11 в. Ни­зам аль-Мульк, ви­зирь Сель­джу­ки­дов, соз­дал ши­ро­кую сеть М., в ко­то­рых пре­по­да­ва­ли на­зна­чен­ные им са­мим ав­то­ри­тет­ные учё­ные и фа­ки­хи-пра­во­ве­ды (напр., аль-Га­за­ли). Сре­ди др. ос­но­ва­те­лей М. – егип. сул­тан Са­лах ад-Дин (Са­ла­дин), зан­гид­ский пра­ви­тель Нур ад-Дин (сер. 12 в.).

Ар­хит. тип М. как функ­цио­наль­но са­мо­сто­ят. зда­ния пред­по­ло­жи­тель­но по­я­вил­ся в 10–11 вв. ли­бо под влия­ни­ем пла­ни­ров­ки буд­дий­ско­го мо­на­сты­ря – ви­ха­ры (В. В. Бар­тольд), ли­бо как раз­ви­тие ком­по­зи­ции хо­ра­сан­ско­го жи­ло­го до­ма с от­кры­ты­ми во внутр. двор 4 ай­ва­на­ми (франц. учё­ный А. Го­дар). Ран­ние М. обыч­но не име­ли жи­лых по­ме­ще­ний. Ке­льи для пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов поя­ви­лись, ве­ро­ят­но, во 2-й пол. 11 в. В 12–13 вв. по­лу­чил раз­ви­тие тип зда­ния М. (по пла­ни­ров­ке близ­кий гос­пи­та­лям, ка­ра­ван-са­ра­ям, ха­на­кам), ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­вил квад­рат­ный или пря­мо­уголь­ный в пла­не двор с учеб­ны­ми, мо­литв., жи­лы­ми и хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми по сто­ро­нам и обя­за­тель­ным во­до­ёмом по­се­ре­ди­не, по­пол­няе­мым во­дой из фон­та­на или скры­тых кра­нов; часть или всё про­стран­ст­во дво­ра за­ни­мал сад. Ар­хит. фор­мы М. раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на и эпо­хи. Для боль­ших ср.-век. М. му­сульм. Вос­то­ка обыч­ной ста­ла ком­по­зи­ция с ай­ва­ном в цен­тре ка­ж­дой сто­ро­ны дво­ра; ме­нее мас­штаб­ные по­строй­ки мог­ли об­хо­дить­ся 1, 2 или 3 ай­ва­на­ми. Жи­лые ком­на­ты обыч­но рас­по­ла­га­лись на­вер­ху (ес­ли М. бы­ло 2-этаж­ным или, ред­ко, 3-этаж­ным) ли­бо в зо­нах ме­ж­ду ай­ва­на­ми, ко­то­рые слу­жи­ли ау­ди­то­рия­ми и лет­ней мо­лель­ней (на сто­ро­не киб­лы); учеб­ные за­лы, б-ка, служ­бы уст­раи­ва­лись по сто­ро­нам вхо­да и в уг­ло­вых по­ме­ще­ни­ях (аль-Мус­тан­си­рия в Ба­гда­де, 1227–33; Шко­ла двух ми­на­ре­тов в Эр­зу­ру­ме, сер. 13 в.). С 12–13 вв. в Си­рии и Егип­те М. не­ред­ко со­став­ля­ли еди­ный ком­плекс с усы­паль­ни­цей ос­но­ва­те­ля (ан-Ну­рия в Да­ма­ске, 1172; М.-ме­четь сул­та­на Ха­са­на в Каи­ре, 1356–63). М. стран му­сульм. За­па­да от­ли­ча­лись ка­мер­но­стью и де­таль­но раз­ра­бо­тан­ным мно­го­цвет­ным де­ко­ром дво­ро­вых фа­са­дов и ин­терь­е­ров (М. Ат­та­рин в Фе­се, 1325). В эпо­ху ве­ли­ких им­пе­рий (Ти­му­ри­дов, Се­фе­ви­дов, Ос­ма­нов) М., как и со­бор­ные ме­че­ти, по­лу­чи­ли об­ра­щён­ные к го­ро­ду фа­са­ды, вы­де­лен­ные мо­ну­мен­таль­ны­ми на­ряд­ны­ми пор­та­ла­ми с ор­на­мен­та­ми, ре­лиг. и ди­дак­тич. над­пи­ся­ми, и за­ня­ли важ­ное ме­сто в ком­по­зи­ции па­рад­ных сто­лич­ных ар­хит. ан­самб­лей (Ре­ги­стан в Са­мар­кан­де – мед­ре­се Улуг­бе­ка, 1417–20, Шир-Дор, 1619–1635/36, и Тил­ля-Ка­ри, 1646/47). К чис­лу наи­бо­лее из­вест­ных ис­то­рич. М. от­но­сят­ся так­же аль-Аз­хар в Каи­ре, аз-Зей­тун в Ту­ни­се, Бу-Ина­ния в Фе­се, Мис­ба­хия в Ма­рок­ко, Ми­ри-Араб в Бу­ха­ре. В 18–19 вв. зда­ния М. воз­во­ди­лись в тра­диц. фор­мах, без су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний (М. Му­хам­мед Амин-ха­на в Хи­ве, 1851–54). Со 2-й пол. 20 в. му­сульм. учеб­ные зда­ния стро­ят­ся в фор­мах совр. ар­хи­тек­ту­ры (М.-ун-т аль-Мус­тан­си­рия в Ба­гда­де, 1970-е гг.; уни­вер­си­тет­ский го­ро­док близ До­хи, Ка­тар, кон. 1990-х – нач. 2000-х гг.).

М. ока­за­ли влия­ние на ста­нов­ле­ние сис­те­мы кол­лед­жей в ср.-век. Зап. Ев­ро­пе. В Но­вое вре­мя на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке М. при­шли в упа­док. Тра­диц. на­бор изу­чае­мых в них пред­ме­тов, учеб­ни­ков и ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ста­ли об­нов­лять­ся лишь в по­след­ней тре­ти 19 – 20 вв. с по­яв­ле­ни­ем джа­ди­диз­ма и но­во­ме­тод­ных М. Во 2-й тре­ти 20 в. часть М. во­шла в со­став уни­вер­си­те­тов.

Медресе Шир-Дор в Самарканде. 1619–1635/36.

В СССР все му­сульм. шко­лы бы­ли за­кры­ты – за ис­клю­че­ни­ем бу­хар­ско­го М. Ми­ри-Араб и таш­кент­ско­го М. Ба­рак-ха­на (с 1971 Ис­лам­ский ин-т), в ко­то­рых ве­лась под­го­тов­ка кад­ров му­сульман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. В пост­со­вет­ское вре­мя в стра­нах СНГ сеть М. вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся как сред­нее зве­но ме­ж­ду на­чаль­ной ко­ра­нич. шко­лой и поя­вив­ши­ми­ся в 1990-е гг. ис­лам­ски­ми ву­за­ми.

Лит.: Мец А. Му­суль­ман­ский Ре­нес­санс. М., 1966; L’enseignement en Islam et en Occident au Moyen Âge / Éd. G. Makdisi, D. Sourdel, J. Sourdel-Thomine. P., 1977; Makdisi G. The rise of colleges: institutions of learning in Islam and the West. Edinburgh, 1981; Hillen­brand R. Islamic architecture: form, function and meaning. Edinburgh, 1999; Ста­ро­дуб-Ени­кее­ва Т. Х. Со­кро­ви­ща ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ры. М., 2004; Islamic education in the Soviet Uni­on and its successor states / Ed. M. Kemper, R. Motika, S. Reichmuth. L., 2010.

Вернуться к началу