ДЖАДИДИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖАДИДИ́ЗМ (от араб. усуль аль-джадид – новый метод), общественно-политич. движение за обновление исламской культуры и общества среди рос. мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Ср. Азии 1880–1920-х гг.
Начало движению положила реформа образования (введение нового звукового метода обучения грамоте в начальных школах-мектебах, естественных дисциплин и классно-поурочной системы обучения в медресе). При этом преподавание было переведено с арабского и персидского на родной язык, который стал отд. учебным предметом. Сторонники Д. (джадиды) критиковали мусульм. традиционалистов-кадимов, выступали за пересмотр основ исламского знания с учётом требований современности (см. Иджтихад), развитие науки, издание газет и журналов на родном языке. Во время Революции 1905–07 и Февральской революции 1917 джадиды выдвигали политич. требования культурно-религ. автономии мусульм. народов России, часть из них стремилась к объединению мусульман на основе панисламской и пантюркской общности.
Культурно-просветительное течение в Д. создал крымскотатарский просветитель и публицист Исмаил-бей Гаспринский. Политич. течение в Д. к нач. 20 в. возникло в Поволжье. Д. испытал влияние идей тат. реформаторов 18 в. Абд ан-Насира аль-Курсави, Мурат-муллы и Батырши, а также мусульм. реформаторов Ближнего Востока кон. 19 – нач. 20 вв. Джамаль ад-Дина аль-Афгани, Мухаммеда Абдо и др. Культурными центрами движения были медресе Зинджирлы в Бахчисарае, Мухаммадия в Казани, Галия и Усмания в Уфе, Хусайния в Оренбурге, Расулия в Троицке, Низамия в Астрахани, Буби в дер. Иж-Бобья. В разл. периоды к Д. принадлежали учителя, публицисты, предприниматели: бр. Акчурины, Г. Баруди, семья Буби, Р. Ибрагимов (1857–1944), М. Г. Исхаки (1878–1954), З. Камали (1873–1942), Ф. Карими, С. Маджиди (1878–1956), С. Максуди, З. Расулев, Р. Фахретдинов и др.
Между революциями 1905–07 и 1917 на базе Д. возникли партии «Иттифак аль-муслимин» в Поволжье, «Милли фирка» в Крыму, «Мусават» в Азербайджане, «Алаш» в Казахстане, младобухарцы и младохивинцы, «Шура-и ислами» в Туркестане. После 1917 часть джадидов поддержала сов. власть, другие оказали вооруж. сопротивление и позднее эмигрировали. Оставшиеся в СССР стали жертвами репрессий 1930-х гг. Д. оказал влияние на процесс секуляризации культуры и обществ. жизни мусульм. регионов России, завершившийся в ходе сов. культурных преобразований.