Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРСАВИ́ АБД АН-НАСИР ИБН ИБРАХИМ АЛЬ-БУЛГАРИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 427

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Кемпер

КУРСАВИ́ (аль-Кур­са­ви) Абд ан-На­сир ибн Иб­ра­хим аль-Бул­га­ри (1776/77, дер. Кур­са Ка­зан­ско­го у. Ка­зан­ской губ. – 1812, Стам­бул), тат. бо­го­слов и пра­во­вед, ос­но­во­по­лож­ник ис­лам­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва в Вол­го-Ураль­ском ре­гио­не. Учил­ся у разл. учё­ных и су­фи­ев сна­ча­ла в По­вол­жье, за­тем в Бу­ха­ре, где в 1802 и 1808 всту­пил в кон­фликт с ме­ст­ны­ми уле­ма­ми, объ­я­вив­ши­ми его ере­ти­ком за кри­ти­ку тра­ди­цио­на­ли­ст­ско­го ка­ла­ма. Под уг­ро­зой смерт­ной каз­ни К. при­шлось пуб­лич­но от­ка­зать­ся от сво­их убе­ж­де­ний; его со­чи­не­ния бы­ли за­пре­ще­ны. По­сле воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну не­дол­го был мул­лой в Кур­се, но вновь под­верг­ся го­не­ни­ям. Скон­чал­ся во вре­мя со­вер­ше­ния хад­жа в Мек­ку.

Свои взгля­ды К. из­ло­жил в со­чи­не­ни­ях на тат. и араб. язы­ках. Наи­бо­лее из­вест­ны: «Шарх джа­дид ли-ль-Ака­ид» – ком­мен­та­рии К. к ма­ту­ри­дит­ской аки­де Ума­ра ан-На­са­фи; трак­тат по му­сульм. пра­ву «аль-Ир­шад ли-ль-ибад» («Ру­ко­во­дство для слуг [Божь­их]»); не­окон­чен­ный пе­ре­вод Ко­ра­на на тат. яз., про­дол­жен­ный уче­ни­ком К. – Ну­ма­ном ибн Ами­ром ас-Са­ма­ни и из­дан­ный в Ка­за­ни под назв. «Хaф­ти­як таф­си­ри» (1861, 1905, 1991). К. не от­ри­цал ма­ту­ри­дит­ской шко­лы бо­го­сло­вия (см. Ма­ту­ри­дизм) и ха­на­фит­ско­го пра­ва, гос­под­ст­во­вав­ших в По­вол­жье и Ср. Азии, но при­зы­вал вер­нуть­ся к пер­во­на­чаль­но­му ис­ла­му вре­мён про­ро­ка Му­хам­ме­да. В об­лас­ти пра­ва К. от­стаи­вал воз­мож­ность са­мо­сто­ят. изу­че­ния Ко­ра­на и Сун­ны для раз­ре­ше­ния ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вых во­про­сов (ид­жти­хад).

При жиз­ни К. не по­лу­чил при­зна­ния и не соз­дал шко­лы из-за сво­ей ран­ней смер­ти. Во 2-й пол. 19 в., бла­го­да­ря под­держ­ке по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­ше­го его ра­бо­ты Ши­хаб ад-Ди­на аль-Мард­жа­ни, идеи К. бы­ли раз­ви­ты сто­рон­ни­ка­ми джа­ди­диз­ма в Вол­го-Ураль­ском ре­гио­не.

Лит.: Аб­дул­лин Я. Та­тар­ская про­све­ти­тель­ская мысль. Ка­зань, 1976; Kanlidere A. Re­form within Islam. İ st., 1997; Кем­пер М. Су­фии и уче­ные в Та­тар­ста­не и Баш­кор­то­ста­не. Ка­зань, 2008.

Вернуться к началу