ИДЖТИХА́Д
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИДЖТИХА́Д (араб.), право высших авторитетов в вопросах шариата (муджтахидов) выносить самостоят. решения. Заключается в выборе методов мусульманского права, их сравнит. толковании, классификации правовых аргументов и методов, казуистич. разборе спорных и не решённых в Коране и Сунне вопросов и затем выработке общих норм их решения. Необходимыми условиями И. признаются знание араб. яз., всего Корана наизусть, правил его истолкования, Сунны и комментариев к хадисам, умение оперировать иджма и другими методами фикха, ясное понимание конкретной цели И., здравая оценка полученных результатов и твёрдость в вере.
Мусульм. предание относит появление И. к периоду жизни пророка Мухаммеда и его сподвижников (асхабов), считающихся совершенными муджтахидами, но его широкое применение началось с кон. 7 в., когда перед растущим мусульм. сообществом встали правовые проблемы, решить которые только на основе Корана и Сунны было невозможно. Главной задачей И. стало урегулирование разногласий мусульм. права, укрепление ислама и изыскание соответствовавших его вероучению ответов на вызовы современности. Центрами И. стали города Халифата, в которых сложились крупные правовые школы – Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Бейрут. На протяжении почти 4 веков в напряжённом соперничестве между ними происходило формирование мусульм. права и богословия. После того как к 10–11 вв. здесь сложились отд. мазхабы (религ.-правовые школы), сунниты прекратили дальнейшую разработку И., считая «его двери закрытыми». Позднее суннитские богословы и правоведы ограничивались разработкой второстепенных вопросов, распространением и комментированием сочинений предшествовавших муджтахидов, авторитет которых остался незыблемым.
Шииты никогда «не закрывали дверей И.», признавая право на него за своими высшими религ. авторитетами (см. Аятолла), которые у имамитов продолжают выносить обязательные религ.-правовые заключения (фетвы) на основе самостоят. толкования Корана и признанных в шиитском предании хадисов (ахбар).
Реформаторские течения в исламе Нового и Новейшего времени способствовали появлению среди части суннитских улемов с кон. 19 в. тенденции к возрождению И. К пересмотру принципов традиц. исламского знания (таклид) с учётом насущных проблем совр. общества призывали Джамаль ад-Дин Афгани и Мухаммед Абдо на Ближнем Востоке, мусульм. реформаторы брит. Индии и сторонники джадидизма в поздней Рос. империи.