Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИДЖТИХА́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 700

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников

ИДЖТИХА́Д (араб.), пра­во выс­ших ав­то­ри­те­тов в во­про­сах ша­риа­та (муд­жта­хи­дов) вы­но­сить са­мо­сто­ят. ре­ше­ния. За­клю­ча­ет­ся в вы­бо­ре ме­то­дов му­суль­ман­ско­го пра­ва, их срав­нит. тол­ко­ва­нии, клас­си­фи­ка­ции пра­во­вых ар­гу­мен­тов и ме­то­дов, ка­зуи­стич. раз­бо­ре спор­ных и не ре­шён­ных в Ко­ра­не и Сун­не во­про­сов и за­тем вы­ра­бот­ке об­щих норм их ре­ше­ния. Не­об­хо­ди­мы­ми ус­ло­вия­ми И. при­зна­ют­ся зна­ние араб. яз., все­го Ко­ра­на наи­зусть, пра­вил его ис­тол­ко­ва­ния, Сун­ны и ком­мен­та­ри­ев к ха­ди­сам, уме­ние опе­ри­ро­вать ид­жма и дру­ги­ми ме­то­да­ми фик­ха, яс­ное по­ни­ма­ние кон­крет­ной це­ли И., здра­вая оцен­ка по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов и твёр­дость в ве­ре.

Му­сульм. пре­да­ние от­но­сит по­яв­ле­ние И. к пе­рио­ду жиз­ни про­ро­ка Му­хам­ме­да и его спод­виж­ни­ков (ас­ха­бов), счи­таю­щих­ся со­вер­шен­ны­ми муд­жта­хи­да­ми, но его ши­ро­кое при­ме­не­ние на­ча­лось с кон. 7 в., ко­гда пе­ред рас­ту­щим му­сульм. со­об­ще­ст­вом вста­ли пра­во­вые про­бле­мы, ре­шить ко­то­рые толь­ко на ос­но­ве Ко­ра­на и Сун­ны бы­ло не­воз­мож­но. Глав­ной за­да­чей И. ста­ло уре­гу­ли­ро­ва­ние раз­но­гла­сий му­сульм. пра­ва, ук­ре­п­ле­ние ис­ла­ма и изы­ска­ние со­от­вет­ст­во­вав­ших его ве­ро­уче­нию от­ве­тов на вы­зо­вы со­вре­мен­но­сти. Цен­тра­ми И. ста­ли го­ро­да Ха­ли­фа­та, в ко­то­рых сло­жи­лись круп­ные пра­во­вые шко­лы – Мек­ка, Ме­ди­на, Ку­фа, Бас­ра, Да­маск и Бей­рут. На про­тя­же­нии поч­ти 4 ве­ков в на­пря­жён­ном со­пер­ни­че­ст­ве ме­ж­ду ни­ми про­ис­хо­ди­ло фор­ми­ро­ва­ние му­сульм. пра­ва и бо­го­сло­вия. По­сле то­го как к 10–11 вв. здесь сло­жи­лись отд. маз­ха­бы (ре­лиг.-пра­во­вые шко­лы), сун­ни­ты пре­кра­ти­ли даль­ней­шую раз­ра­бот­ку И., счи­тая «его две­ри за­кры­ты­ми». Позд­нее сун­нит­ские бо­го­сло­вы и пра­во­ве­ды ог­ра­ни­чи­ва­лись раз­ра­бот­кой вто­ро­сте­пен­ных во­про­сов, рас­про­стра­не­ни­ем и ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем со­чи­не­ний пред­ше­ст­во­вав­ших муд­жта­хи­дов, ав­то­ри­тет ко­то­рых ос­тал­ся не­зыб­ле­мым.

Шии­ты ни­ко­гда «не за­кры­ва­ли две­рей И.», при­зна­вая пра­во на не­го за свои­ми выс­ши­ми ре­лиг. ав­то­ри­те­та­ми (см. Аятол­ла), ко­то­рые у има­ми­тов про­дол­жа­ют вы­но­сить обя­за­тель­ные ре­лиг.-пра­во­вые за­клю­че­ния (фет­вы) на ос­но­ве са­мо­сто­ят. тол­ко­ва­ния Ко­ра­на и при­знан­ных в ши­ит­ском пре­да­нии ха­ди­сов (ах­бар).

Ре­фор­ма­тор­ские те­че­ния в ис­ла­ме Но­во­го и Но­вей­ше­го вре­ме­ни спо­соб­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию сре­ди час­ти сун­нит­ских уле­мов с кон. 19 в. тен­ден­ции к воз­ро­ж­де­нию И. К пе­ре­смот­ру прин­ци­пов тра­диц. ис­лам­ско­го зна­ния (так­лид) с учё­том на­сущ­ных про­блем совр. об­ще­ст­ва при­зы­ва­ли Джа­маль ад-Дин Аф­га­ни и Му­хам­мед Аб­до на Ближ­нем Вос­то­ке, му­сульм. ре­фор­ма­то­ры брит. Ин­дии и сто­рон­ни­ки джа­ди­диз­ма в позд­ней Рос. им­пе­рии.

Лит.: ал-Ка­ра­фи, Ах­мад б. Ид­рис. Шарх тан­ких ал-фу­сул фи их­ти­сар ал-мах­сул фи-л-усул. Ка­ир, 1973; Schacht J. An introduction to Islamic law. 2nd ed. Oxf., 1982; idem. The origins of the Muhammadan jurisprudence. 5th ed. Oxf., 1996; Сю­ки­яй­нен Л. Р. Ша­ри­ат и му­суль­ман­ско-пра­во­вая куль­ту­ра. М., 1997; Origin and development of Islamic law / Ed. by M. Khadduri, H. J. Lie­bes­ny. Clark, 2007.

Вернуться к началу