МУСУЛЬМА́НСКОЕ ПРА́ВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУСУЛЬМА́НСКОЕ ПРА́ВО (араб. «фикх», букв. – глубокое понимание, знание), исламская доктрина о правилах поведения мусульман; мусульм. юриспруденция. Осн. содержание М. п. – вытекающие из шариата правила поведения верующих и санкции за невыполнение этих предписаний. Сложилось в 7–10 вв. в связи со становлением мусульм. гос-ва – Халифата. Формирование М. п. было обусловлено, с одной стороны, необходимостью приведения фактически действовавшего права в соответствие с религ. нормами ислама, с др. стороны – потребностями регулирования обществ. отношений на принципах, основанных на религ.-этич. учении ислама. Осн. источниками правовых решений стали считаться Коран и сунна, содержащие, согласно М. п., ответы на любые вопросы, которые правоведы (факихи) должны «извлечь» из них. Самостоят. источником было признано единогласное мнение мусульм. общины (иджма). Постепенно сложились приёмы «извлечения» из основополагающих источников правовых решений. Они были положены в основу иджтихада, под которым факихи стали понимать рациональные методы формулирования решений по вопросам, не упомянутым прямо в Коране и сунне или не отражённым в единодушном мнении сподвижников пророка Мухаммеда, а также приёмы извлечения таких решений из предписаний этих источников, изложенных в самой общей аллегорич. форме. Появилось понятие кыяс, признание которого в качестве осн. формы иджтихада и источника М. п. наряду с Кораном, сунной и иджма положило начало теории и методологии мусульм. юриспруденции (усуль аль-фикх).
В 10 в. М. п. окончательно сложилось в качестве самостоят. дисциплины, относящейся к религ. наукам (манкулат). Несмотря на его формальное отделение от богословия (калам) и враждебное отношение правоведов-традиционалистов к богословам, М. п. и калам дополняли друг друга, разрабатывая разл. стороны единого исламского учения о религ. истине и образе жизни. Предметом М. п. стали изучение правил культа и исполнения религ. обязанностей (ибадат), определяющих отношения мусульман с Аллахом, правовых норм, регулирующих отношения между людьми, а также отношения мусульм. государства с подданными, др. конфессиями и государствами (муамалят). К 9–10 вв. образовались суннитские толки (мазхабы) М. п. К 14 в. сохранились 4 суннитских мазхаба, а также неск. шиитских школ, из которых практич. значение в качестве действующих религиозно-правовых толков сохраняют мазхабы имамитов, зейдитов и исмаилитов. С сер. 9 в. в М. п. суннитов стала утверждаться идея о том, что только крупные правоведы прошлого имели право на иджтихад; в сер. 10 в. был достигнут молчаливый консенсус, в соответствии с которым появление новых мазхабов стало невозможным. Правоведы обязаны были следовать учению определённого мазхаба в форме таклида. Развитие М. п. продолжалось в рамках признанных мазхабов, причём осн. внимание уделялось систематизации выводов муджтахидов прошлого, комментированию и переработке их трудов.
Шиитские правоведы выработали иную классификацию М. п., подразделяя его нормы на 4 группы, регулирующие соответственно порядок отправления религ. обязанностей (ибадат); двусторонние сделки (укуд), включая брак; односторонние сделки, совершаемые в определённой форме (икаат); ответственность за преступления и обязательства, вытекающие из причинения вреда, либо односторонние сделки или действия, совершение которых не требует особой формы (ахкам).
Особенностью большинства норм М. п. является казуистичность, в целом ему присущи партикуляризм, неопределённость и противоречивость содержания при запутанности источников. При решении сходных вопросов могут применяться несовпадающие выводы разл. мазхабов. Даже в рамках одного толка сосуществуют противоречивые правила. Поэтому поддержка государством определённого толка М. п. не означала установления системы единообразных норм. Применение положений М. п. в правовой практике Османской империи 16 в. и империи Великих Моголов 2-й пол. 17 в. отличалось особой широтой и последовательностью. Однако в целом судебная практика М. п. никогда не совпадала полностью с теорией мусульм. юриспруденции.
Самую развитую отрасль М. п. представляет собой право личного статуса – совокупность норм, регламентирующих брачно-семейные, наследственные и близкие к ним отношения (правоспособность, режим вакфов и т. п.). Отрасль уголовного (деликтного) М. п. включает в себя санкции за все правонарушения независимо от их характера. Нормы гос., адм. и финансового права, разрабатывавшиеся мусульм. правоведами, выступали второстепенным элементом М. п. и в значит. степени представляли собой отвлечённую теорию, более или менее последовательно осуществляясь лишь в том, что касалось налогообложения. Это же в целом можно сказать и о нормах междунар. права.
М. п. не охватывало всех юридич. норм, применявшихся в средние века в мусульм. странах, хотя и занимало в их правовых системах центр. место. Наряду с ним здесь действовали законодат. акты государства, которые могли отходить от выводов факихов. Применялись и нормы европ. права, что допускалось в Османской империи по режиму капитуляций. Во 2-й пол. 19 в. в правовых системах наиболее развитых мусульм. стран (в частности, в Османской империи) М. п. уступило ведущее место законодательству, скопированному с зап.-европ. образцов. Оно сохранило позиции гл. обр. в регулировании отношений личного статуса и практически перестало применяться в гос., адм., уголовном, торговом, а в значит. степени и в гражд. праве. Вместе с тем в это время была проведена первая офиц. кодификация его норм путём принятия в 1869–77 Маджаллат аль-ахкам ал-адлийя – гражд. кодекса Османской империи.
Со 2-й пол. 19 в. общей тенденцией было неуклонное падение роли М. п. Вместе с тем его отд. отрасли, институты и нормы продолжают применяться во многих странах зарубежного и российского мусульм. Востока. Наиболее широко действует отрасль личного статуса. Институты М. п. сохраняют своё значение в уголовном праве (напр., стран Персидского зал.), причём их влияние на данную отрасль права ряда стран (Ливия, Иран, Пакистан, Мавритания и др.) с последней трети 20 в. усиливается. В большинстве мусульм. стран сохраняются шариатские суды, восстановленные в последней четверти 20 в. в Пакистане, Судане, на Филиппинах и в др. странах. Среди мусульман России и стран постсоветской Ср. Азии и Закавказья брачно-семейные, уголовные и бытовые нормы М. п. не являются юридически обязательными, однако продолжают соблюдаться на практике. В ряде стран законодательство по личному статусу и уголовному праву предусматривает, что в случае отсутствия нормы в законе надлежит применять выводы мусульм. права.