Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЛИФА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 729-730

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Кораев

ХАЛИФА́Т (араб. «хи­ла­фа» – пре­ем­ст­во), 1) вер­хов­ная власть в ре­ли­ги­оз­но-по­ли­тич. сис­те­ме сун­нит­ско­го ис­ла­ма, но­си­тель ко­то­рой, ха­лиф, объ­е­ди­ня­ет в сво­их ру­ках пол­но­мо­чия, унас­ле­до­ван­ные от про­ро­ка Му­хам­ме­да, – ду­хов­ные (има­мат) и мир­ские (эми­рат). 2) При­ня­тое в на­уч. лит-ре обо­зна­че­ние гос-ва, соз­дан­но­го в сер. 7 в. об­щи­ной Му­хам­ме­да (ум­ма) и пре­вра­тив­ше­го­ся в ре­зуль­та­те араб. за­вое­ва­ний в ог­ром­ную им­перию (со сто­ли­ца­ми, по­сле­до­ва­тель­но, в Ме­ди­не, Ку­фе, Да­ма­ске, Ба­гда­де, Са­мар­ре). На пи­ке мо­гу­ще­ст­ва (сер. 8 в.) Х. вклю­чал, по­ми­мо Ара­вии, Си­ро-Ме­со­по­там­ский ре­ги­он, Иран и Центр. Азию вплоть до до­ли­ны Ин­да, а так­же Сев. Аф­ри­ку и б. ч. Пи­ре­ней­ско­го п-ова. В ис­то­рии Х. вы­де­ля­ют­ся три осн. пе­рио­да: «пра­вед­ных ха­ли­фов» («ра­ши­дун»; 632–661), к ко­то­рым сун­ни­ты при­чис­ля­ют спод­виж­ни­ков Про­ро­ка: Абу Бе­кра, Ома­ра ибн аль-Хат­та­ба, Ос­ма­на ибн аль-Аф­фа­на и Али ибн Аби Та­ли­ба (ши­иты не при­зна­ют пер­вых трёх); Омей­я­дов (661–750); Аб­ба­си­дов (750–1258). Со­ци­аль­но-эко­но­мич. си­туа­ция в ран­нем Х. (2-я пол. 7 – 1-я пол. 9 вв.) ха­рак­те­ри­зо­ва­лась со­че­та­ни­ем круп­но­го зем­ле­вла­де­ния (ка­зён­но­го, во­ен­но-лен­но­го и ча­ст­но­го) и мел­ко­го зем­ле­поль­зо­ва­ния (ис­поль­щи­на, ка­баль­ная за­ви­си­мость, раб­ские фор­мы тру­да) при со­хра­не­нии пат­ри­ар­халь­но-ро­до­во­го строя на пле­мен­ной пе­ри­фе­рии (пус­тын­ные и гор­ные рай­оны).

К 10 в. в рам­ках Х. сло­жи­лась яр­кая и мно­го­об­раз­ная куль­ту­ра, гл. ин­ст­ру­мен­том ко­то­рой слу­жил араб. язык. Во 2-й пол. 9 – 1-й пол. 10 вв. раз­рыв в уров­не хо­зяйств. раз­ви­тия разл. об­лас­тей, сла­бость то­вар­но-де­неж­но­го об­ме­на ме­ж­ду ни­ми, че­ре­да круп­но­мас­штаб­ных вос­ста­ний, со­сре­до­то­че­ние зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти в ру­ках слу­жи­лой и ме­ст­ной зна­ти и про­ти­во­бор­ст­во ме­ж­ду раз­ны­ми её груп­пи­ров­ка­ми обу­сло­ви­ли де­зин­те­гра­цию еди­но­го Х. и по­явле­ние Ка­ир­ско­го и Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­тов Фа­ти­ми­дов (ис­маи­лит­ский в Маг­ри­бе и Егип­те, 909–1171) и Омей­я­дов (сун­нит­ский в Ис­па­нии, 929–1031). В то же вре­мя Ба­гдад­ский ха­ли­фат Аб­ба­си­дов по­сле за­вое­ва­ния Дву­ре­чья Буи­да­ми (945) и Сель­джу­ки­да­ми (1055) ли­шил­ся мир­ско­го мо­гу­ще­ст­ва, ос­тав­шись оли­це­тво­ре­ни­ем вер­хов­но­го ре­лиг. ав­то­ри­те­та для му­суль­ман-сун­ни­тов Азии. Не­на­дол­го воз­ро­див­шись с рас­па­дом Сель­джу­кид­ско­го сул­та­на­та (1118–32), Аб­ба­сид­ский ха­ли­фат в Ме­со­по­та­мии при­сое­ди­нил Ху­зе­стан (Ху­зи­стан). При ха­ли­фе ан-На­си­ре (1180–1225) Х. бро­сил вы­зов при­тя­за­ни­ям Хо­резм­ша­хов на ге­ге­мо­нию в вост. по­ло­ви­не му­сульм. ми­ра, но пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние под уда­ра­ми мон­го­лов (1258) и пе­ре­мес­тил­ся в Ка­ир (1261) под по­кро­ви­тель­ст­во егип. пра­ви­те­ля Бей­бар­са. Свет­скую власть его пре­ем­ни­ков, мам­люк­ских «сул­та­нов ис­ла­ма», а так­же за­кон­ность прав­ле­ния со­юз­ных им му­сульм. вла­дык эта ветвь Аб­ба­си­дов ос­вя­ща­ла вплоть до 1517, ко­гда её низ­ло­жи­ли ос­ман­ские па­ди­ша­хи. Не­сколь­ко позд­нее ос­ма­ны на­ча­ли при­ме­нять ха­лиф­скую ти­ту­ла­туру к се­бе, оп­рав­ды­вая свои пре­тен­зии на ли­дер­ст­во сре­ди сун­нит­ских вла­дык. Сло­жив­шая­ся во 2-й пол. 18 в. ле­ген­да о пе­ре­да­че по­след­ним Аб­ба­си­дом аль-Му­та­вак­ки­лем III сво­его са­на Се­лим-Ги­рею I впо­след­ст­вии лег­ла в ос­но­ву ди­пло­ма­тич. док­три­ны пан­ис­ла­миз­ма сул­та­на Аб­дул-Ха­ми­да II. Ос­ман­ский ха­ли­фат был уп­разд­нён в мар­те 1924 в ре­зуль­та­те «Ке­ма­ли­ст­ской ре­во­лю­ции».

Лит.: Margoliouth D. S. The sense of the title «Khalifah» // A volume of Oriental studies presented to E. G. Browne. Camb., 1922; Arnold T. W. The Caliphate. Oxf., 1924; Бар­тольд В. В. Тео­кра­ти­че­ская идея и свет­ская власть в му­суль­ман­ском го­су­дар­ст­ве // Бар­тольд В. В. Со­чи­не­ния. М., 1966. Т. 6.

Вернуться к началу