ХАЛИФА́Т
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАЛИФА́Т (араб. «хилафа» – преемство), 1) верховная власть в религиозно-политич. системе суннитского ислама, носитель которой, халиф, объединяет в своих руках полномочия, унаследованные от пророка Мухаммеда, – духовные (имамат) и мирские (эмират). 2) Принятое в науч. лит-ре обозначение гос-ва, созданного в сер. 7 в. общиной Мухаммеда (умма) и превратившегося в результате араб. завоеваний в огромную империю (со столицами, последовательно, в Медине, Куфе, Дамаске, Багдаде, Самарре). На пике могущества (сер. 8 в.) Х. включал, помимо Аравии, Сиро-Месопотамский регион, Иран и Центр. Азию вплоть до долины Инда, а также Сев. Африку и б. ч. Пиренейского п-ова. В истории Х. выделяются три осн. периода: «праведных халифов» («рашидун»; 632–661), к которым сунниты причисляют сподвижников Пророка: Абу Бекра, Омара ибн аль-Хаттаба, Османа ибн аль-Аффана и Али ибн Аби Талиба (шииты не признают первых трёх); Омейядов (661–750); Аббасидов (750–1258). Социально-экономич. ситуация в раннем Х. (2-я пол. 7 – 1-я пол. 9 вв.) характеризовалась сочетанием крупного землевладения (казённого, военно-ленного и частного) и мелкого землепользования (испольщина, кабальная зависимость, рабские формы труда) при сохранении патриархально-родового строя на племенной периферии (пустынные и горные районы).
К 10 в. в рамках Х. сложилась яркая и многообразная культура, гл. инструментом которой служил араб. язык. Во 2-й пол. 9 – 1-й пол. 10 вв. разрыв в уровне хозяйств. развития разл. областей, слабость товарно-денежного обмена между ними, череда крупномасштабных восстаний, сосредоточение земельной собственности в руках служилой и местной знати и противоборство между разными её группировками обусловили дезинтеграцию единого Х. и появление Каирского и Кордовского халифатов Фатимидов (исмаилитский в Магрибе и Египте, 909–1171) и Омейядов (суннитский в Испании, 929–1031). В то же время Багдадский халифат Аббасидов после завоевания Двуречья Буидами (945) и Сельджукидами (1055) лишился мирского могущества, оставшись олицетворением верховного религ. авторитета для мусульман-суннитов Азии. Ненадолго возродившись с распадом Сельджукидского султаната (1118–32), Аббасидский халифат в Месопотамии присоединил Хузестан (Хузистан). При халифе ан-Насире (1180–1225) Х. бросил вызов притязаниям Хорезмшахов на гегемонию в вост. половине мусульм. мира, но прекратил своё существование под ударами монголов (1258) и переместился в Каир (1261) под покровительство егип. правителя Бейбарса. Светскую власть его преемников, мамлюкских «султанов ислама», а также законность правления союзных им мусульм. владык эта ветвь Аббасидов освящала вплоть до 1517, когда её низложили османские падишахи. Несколько позднее османы начали применять халифскую титулатуру к себе, оправдывая свои претензии на лидерство среди суннитских владык. Сложившаяся во 2-й пол. 18 в. легенда о передаче последним Аббасидом аль-Мутаваккилем III своего сана Селим-Гирею I впоследствии легла в основу дипломатич. доктрины панисламизма султана Абдул-Хамида II. Османский халифат был упразднён в марте 1924 в результате «Кемалистской революции».