КЫЯ́С
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЫЯ́С, кияс (араб.), суждение по аналогии как руководящий принцип мусульманского права. Разработан Хаммадом ибн Абу Сулайманом (1-я пол. 8 в.) и его учеником, основателем школы ханафитов Абу Ханифой (699–767) на основе рационалистич. логики Аристотеля и индуктивных методов римско-визант. юристов. Под влиянием сир. и ирак. школ мусульманского права в 8–9 вв. К. был признан одним из источников права (усуль аль-фикх) наряду с Кораном, Сунной и согласным мнением авторитетов (иджма). Он вошёл также в практику иджтихада. К К. прибегали, когда три первых источника не давали ответа на спорный юридич. вопрос. Для К. необходимы 4 условия: основание (аль-асль), или прецедент; извод (аль-фар), служащий моделью решаемого вопроса; суждение (аль-хукм) – основная идея правовой формулы; условие (аль-илля) – обоснование всего сопоставления. К. строится на основе определяющих нормы шариата текстов Корана и Сунны либо выводится из широко известного и достоверного факта (аль-кыяс аль-акли). По возможностям сопоставления К. принято делить на явный (аз-захир), когда аналогия очевидна, и скрытый (аль-хафи), когда её выводят путём логич. анализа. По соотношению сопоставляемых моделей выделяют отдаляющий и приближающий, сужающий и расширяющий К. Все школы (мазхаб) суннитского ислама безусловно признают К., но из-за сложностей правовой казуистики ограниченно применяют его на практике.