ШАРИА́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАРИА́Т (араб. «аш-шариа», букв. – путь), комплекс юридич. норм, принципов и правил поведения, определяющих исламский образ жизни. В мусульм. лит-ре понятие Ш. употребляется и в более широком значении – религии вообще (дин), что применительно к богоданным религиям соответствует понятию закон Божий. Кроме того, под Ш. могут подразумеваться лишь обряды религии, а под дин – её теоретич. компонент, т. е. вера, или догматика. Все богоданные религии в исламе считаются едиными в аспекте веры, но могут варьировать в аспекте религ. закона – шариата. Догматика, рассматриваемая как противоположность обрядовой практике Ш., обозначается также термином акида. В суфизме различают Ш. и тарикат (араб., букв. – путь), соотнося первый с внешней праведностью, а второй – с внутренней.
Как и догматы акиды, принципы Ш. даны преим. в Коране и Сунне. На основе этих богооткровенных источников представители калама и мусульманского права (фикх) соответственно разрабатывали конкретные нормативные положения веры-акиды и поведения-шариата. В большинстве своём нормы Ш. являются общими как для разных течений ислама (сунниты, шиизм, хариджиты), так и для разных догматич. школ и правовых толков (мазхабов) внутри каждого из них. Отличия между данными толками считаются второстепенными, и в этом смысле можно говорить о плюрализме мазхабов.
В суннитском исламе наиболее значимыми толками являются ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. В нём сложилось учение о четырёх корнях (усул) юриспруденции, каковыми выступают Коран, Сунна, иджма и кыяс.
Вместе с тем к этим принципам суннитские толки подходят по-разному. Так, ханбалиты признают консенсус мусульм. общины (иджма) лишь в лице сподвижников (сахаба) пророка Мухаммеда; маликиты – сподвижников и их последователей (табиун); ханафиты распространяют его вплоть до классич. богословов из числа основателей мазхабов; шафииты первоначально учили о консенсусе всей общины, но позднее приблизились к ханафитской позиции. Что касается кыяса, то этот метод заключения по аналогии широко распространён среди ханафитов, в меньшей степени – среди шафиитов, ещё меньше – среди маликитов и совсем мало – среди ханбалитов. К мнению последних близка установка шиитов-имамитов, которые скептически относятся к нему, а единогласие авторитетных лиц считают имеющим нормативный характер лишь тогда, когда в числе таковых оказывается один из 12 непогрешимых имамов.
Разрабатывались также дополнит. принципы юриспруденции, наиболее важными из которых являются истихсан – предпочтение юристом решению, базирующемуся на кыясе, решения, менее обоснованного текстом, но более разумного с точки зрения юриста; истислах – обществ. интерес – введение решения на основе личного суждения о полезности его для всего общества. Первый принцип характерен для ханафитского мазхаба, второй был учреждён маликитами, но позднее его восприняли некоторые шафииты и ханбалиты. Радикальную версию последнего принципа, впоследствии особенно популярную в реформаторско-модернизаторских кругах Нового и Новейшего времени, выдвинули некоторые ср.-век. юристы (в частности, ат-Туфи, ум. 1316), согласно которым интересы общего блага служат достаточным основанием для отказа от противоречащих ему норм, формально вытекающих из сакральных текстов.
Ш., как и мусульм. праву, свойственно сочетание этического и юридического, что нашло отражение в пятичленной классификации человеческих деяний: 1) обязательное (фард, ваджиб) – совершение его вознаграждается, а несовершение наказывается (напр., ежедневная пятикратная молитва, пост в месяце рамадан, почитание родителей, исполнение взятых обязательств); 2) желательное, рекомендуемое (мандуб, мустахабб) – совершение его вознаграждается, несовершение не наказывается (напр., дополнит. молитвы сверх предписанных, чтение Корана, гостеприимство, прощение обидчиков); 3) дозволенное (мубах, джаиз) – совершение или несовершение его ни вознаграждается, ни наказывается (напр., еда и питьё, сон); 4) нежелательное (макрух) – совершение его не наказывается, а несовершение вознаграждается (напр., курение, развод); 5) запретное (махзур, харам) – совершение его наказывается, а несовершение вознаграждается (напр., кража, прелюбодеяние, ложь, ростовщичество).
Хотя такая квалификация и выглядит всеохватывающей, но на самом деле большинство действий относят к категории «дозволенного», т. е. юридически нейтрального. «Рекомендуемые» и «нежелательные» действия являются предметом личных отношений верующего с Богом и не входят в компетенцию шариатских судов.
Ш. как правовая система охватывает и культовые вопросы (ибадат), и социальные, или межличностные (муамалят). С большой степенью детализации разрабатывалось гражданское (семейное, наследственное), уголовное и торговое право, с меньшей – государственное и международное.
К обрядам чистоты относится обрезание (хитан), которое повсеместно соблюдается мусульманами, хотя ханафиты и многие др. правоведы не считают его обязательным, но только рекомендуемым. Правда, в отличие от иудаистской традиции, усматривающей в обрезании знак союза с Богом, в исламе этот обряд имеет скорее гигиенич. смысл, нежели сакральный.
В пищу запрещено употреблять свинину, кровь (за исключением селезёнки и печени), мертвечину (за исключением рыбы и саранчи, согласно большинству богословов), мясо хищников, собак, кошек, змей и насекомых; но, в отличие от иудаистского закона, верблюжье мясо считается дозволенным. При убое животных, идущих в трапезу, должны быть перерезаны осн. шейные артерии и пищевод, и это должно сопровождаться славословием Бога. Строго запрещены опьяняющие напитки и одурманивающие вещества.
Грехом считаются азартные игры, изображение живых существ (особенно скульптурное). Некоторые богословы осуждают также музыку и танцы.
Мужчинам (в отличие от женщин) не дозволяются одежда и украшения из шёлка, парчи или золота. По Ш., под одеждой должна быть скрыта аура – заповедная для чужих глаз часть тела. У мужчин аура простирается от пупка до колен, у женщин она охватывает всё тело, исключая лицо, ладони и стопы. Первоначально любая такая женская одежда именовалась хиджаб, но впоследствии этот термин закрепился за головным платком, скрывающим волосы женщины.
В области брачно-семейных отношений Ш. запрещает брак с прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линиям любой степени, а по боковым – до 3-й степени (запрет не распространяется на брак между двоюродными родственниками). Молочное родство приравнивается к кровному. Согласно ханафитскому мазхабу, мусульманину дозволяется взять в жёны христианку или иудейку, мусульманка же по всем мазхабам не может выходить за иноверца. Дозволена полигамия (до четырёх жен одновременно), но не полиандрия.
Ш. дозволяет передать по завещанию лишь до 1/3 имущества, притом только в пользу лиц, которые не входят в круг членов семьи, наследующих по предписанию Корана. От наследства сыновья получают вдвое бо́льшие доли, нежели дочери.
Что касается земных наказаний, назначаемых шариатским судом за правонарушения, то они делятся на 3 категории: худуд (ед. ч. хадд) – твёрдо установленные Кораном и Сунной в области преступлений против Бога, а посему не подлежащие прощению или модификации; кысас – в отношении кровной мести и иных уголовных правонарушений по принципу талиона или виры; тазир – дискреционные, по усмотрению судьи. К 1-й категории относятся кара за прелюбодеяние (100 плетей для холостых, побивание камнями до смерти для состоящих в браке), ложное обвинение в прелюбодеянии (80 плетей), воровство (отсечение кисти руки), употребление спиртных напитков (40 или 80 плетей) и вероотступничество (смерть).
Кысас налагается в случае убийства, ранения, членовредительства и т. п. При умышленном убийстве или преднамеренном членовредительстве семья жертвы или сама жертва вправе затребовать аналогичное наказание (собственно кысас), но могут заменить его вирой (дият). В прочих случаях предусматривается лишь денежная компенсация.
В 3-ю категорию входят меры за преступления, для которых в Коране и Сунне не зафиксированы хадд или кысас. Эти меры могут варьировать от смерти (напр., за шпионаж или ересь) до посечения плетью, тюремного заключения, денежного штрафа или просто обществ. увещевания.
Ныне в мусульм. мире, за исключением небольшого числа стран (в частности, Сауд. Аравии и Ирана), традиц. установления Ш. в области уголовного права уступили место нормам, ориентированным на европ. системы.