Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАРИА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 697-698

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Ибрагим

ШАРИА́Т (араб. «аш-ша­риа», букв. – путь), ком­плекс юри­дич. норм, прин­ци­пов и пра­вил по­ве­де­ния, оп­ре­де­ляю­щих ис­лам­ский об­раз жиз­ни. В му­сульм. лит-ре по­ня­тие Ш. упот­реб­ля­ет­ся и в бо­лее ши­ро­ком зна­че­нии – ре­ли­гии во­об­ще (дин), что при­ме­ни­тель­но к бо­го­дан­ным ре­ли­ги­ям со­от­вет­ст­ву­ет по­ня­тию за­кон Бо­жий. Кро­ме то­го, под Ш. мо­гут под­ра­зу­ме­вать­ся лишь об­ря­ды ре­ли­гии, а под дин – её тео­ре­тич. ком­по­нент, т. е. ве­ра, или дог­ма­ти­ка. Все бо­го­дан­ные ре­ли­гии в ис­ла­ме счи­та­ют­ся еди­ны­ми в ас­пек­те ве­ры, но мо­гут варь­и­ро­вать в ас­пек­те ре­лиг. за­ко­на – ша­риа­та. Дог­ма­ти­ка, рас­смат­ри­вае­мая как про­ти­во­по­лож­ность об­ря­до­вой прак­ти­ке Ш., обо­зна­ча­ет­ся так­же тер­ми­ном аки­да. В су­физ­ме раз­ли­ча­ют Ш. и та­ри­кат (араб., букв. – путь), со­от­но­ся пер­вый с внеш­ней пра­вед­но­стью, а вто­рой – с внут­рен­ней.

Как и дог­ма­ты аки­ды, прин­ци­пы Ш. да­ны пре­им. в Ко­ра­не и Сун­не. На ос­но­ве этих бо­го­от­кро­вен­ных ис­точ­ни­ков пред­ста­ви­те­ли ка­ла­ма и му­суль­ман­ско­го пра­ва (фикх) со­от­вет­ст­вен­но раз­ра­ба­ты­ва­ли кон­крет­ные нор­ма­тив­ные по­ло­же­ния ве­ры-аки­ды и по­ве­де­ния-ша­риа­та. В боль­шин­ст­ве сво­ём нор­мы Ш. яв­ля­ют­ся об­щи­ми как для раз­ных те­че­ний ис­ла­ма (сун­ни­ты, ши­изм, ха­рид­жи­ты), так и для раз­ных дог­ма­тич. школ и пра­во­вых тол­ков (маз­ха­бов) внут­ри ка­ж­до­го из них. От­ли­чия ме­ж­ду дан­ны­ми тол­ка­ми счи­та­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми, и в этом смыс­ле мож­но го­во­рить о плю­ра­лиз­ме маз­ха­бов.

В сун­нит­ском ис­ла­ме наи­бо­лее зна­чи­мы­ми тол­ка­ми яв­ля­ют­ся ха­на­фит­ский, ша­фи­ит­ский, ма­ли­кит­ский и хан­ба­лит­ский. В нём сло­жи­лось уче­ние о че­ты­рёх кор­нях (усул) юрис­пру­ден­ции, ка­ко­вы­ми вы­сту­па­ют Ко­ран, Сун­на, ид­жма и кы­яс.

Вме­сте с тем к этим прин­ци­пам сун­нит­ские тол­ки под­хо­дят по-раз­но­му. Так, хан­ба­ли­ты при­зна­ют кон­сен­сус му­сульм. об­щи­ны (ид­жма) лишь в ли­це спод­виж­ни­ков (са­ха­ба) про­ро­ка Му­хам­ме­да; ма­ли­ки­ты – спод­виж­ни­ков и их по­сле­до­ва­те­лей (та­би­ун); ха­на­фи­ты рас­про­стра­ня­ют его вплоть до клас­сич. бо­го­сло­вов из чис­ла ос­но­ва­те­лей маз­ха­бов; ша­фии­ты пер­во­на­чаль­но учи­ли о кон­сен­су­се всей об­щи­ны, но позд­нее при­бли­зи­лись к ха­на­фит­ской по­зи­ции. Что ка­са­ет­ся кыя­са, то этот ме­тод за­клю­че­ния по ана­ло­гии ши­ро­ко рас­про­стра­нён сре­ди ха­на­фи­тов, в мень­шей сте­пе­ни – сре­ди ша­фии­тов, ещё мень­ше – сре­ди ма­ли­ки­тов и со­всем ма­ло – сре­ди хан­ба­ли­тов. К мне­нию по­след­них близ­ка ус­та­нов­ка шии­тов-има­ми­тов, ко­то­рые скеп­ти­че­ски от­но­сят­ся к не­му, а еди­но­гла­сие ав­то­ри­тет­ных лиц счи­та­ют имею­щим нор­ма­тив­ный ха­рак­тер лишь то­гда, ко­гда в чис­ле та­ко­вых ока­зы­ва­ет­ся один из 12 не­по­гре­ши­мых има­мов.

Раз­ра­ба­ты­ва­лись так­же до­пол­нит. прин­ци­пы юрис­пру­ден­ции, наи­бо­лее важ­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся ис­тих­сан – пред­поч­те­ние юри­стом ре­ше­нию, ба­зи­рую­ще­му­ся на кыя­се, ре­ше­ния, ме­нее обос­но­ван­но­го тек­стом, но бо­лее ра­зум­но­го с точ­ки зре­ния юри­ста; ис­тис­лах – об­ществ. ин­те­рес – вве­де­ние ре­ше­ния на ос­но­ве лич­но­го су­ж­де­ния о по­лез­ности его для все­го об­ще­ст­ва. Пер­вый прин­цип ха­рак­те­рен для ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба, вто­рой был уч­ре­ж­дён ма­ли­кита­ми, но позд­нее его вос­при­ня­ли не­ко­то­рые ша­фии­ты и хан­ба­ли­ты. Ра­ди­каль­ную вер­сию по­след­не­го прин­ци­па, впо­след­ст­вии осо­бен­но по­пу­ляр­ную в ре­фор­ма­тор­ско-мо­дер­ни­за­тор­ских кру­гах Но­во­го и Но­вей­ше­го вре­ме­ни, вы­дви­ну­ли не­ко­то­рые ср.-век. юри­сты (в ча­ст­но­сти, ат-Ту­фи, ум. 1316), со­глас­но ко­то­рым ин­те­ре­сы об­ще­го бла­га слу­жат дос­та­точ­ным ос­но­ва­ни­ем для от­ка­за от про­ти­во­ре­ча­щих ему норм, фор­маль­но вы­те­каю­щих из са­краль­ных тек­стов.

Ш., как и му­сульм. пра­ву, свой­ст­вен­но со­че­та­ние эти­че­ско­го и юри­ди­че­ско­го, что на­шло от­ра­же­ние в пя­ти­член­ной клас­си­фи­ка­ции че­ло­ве­че­ских дея­ний: 1) обя­за­тель­ное (фард, вад­жиб) – со­вер­ше­ние его воз­на­гра­ж­да­ет­ся, а не­со­вер­ше­ние на­ка­зы­ва­ет­ся (напр., еже­днев­ная пя­ти­крат­ная мо­лит­ва, пост в ме­ся­це ра­ма­дан, по­чи­та­ние ро­ди­те­лей, ис­пол­не­ние взя­тых обя­за­тельств); 2) же­ла­тель­ное, ре­ко­мен­дуе­мое (ман­дуб, мус­та­хабб) – со­вер­ше­ние его воз­на­гра­ж­да­ет­ся, не­со­вер­ше­ние не на­ка­зы­ва­ет­ся (напр., до­пол­нит. мо­лит­вы сверх пред­пи­сан­ных, чте­ние Ко­ра­на, гос­те­при­им­ст­во, про­ще­ние обид­чи­ков); 3) доз­во­лен­ное (му­бах, джа­из) – со­вер­ше­ние или не­со­вер­ше­ние его ни воз­на­гра­ж­да­ет­ся, ни на­ка­зы­ва­ет­ся (напр., еда и пи­тьё, сон); 4) не­же­ла­тель­ное (мак­рух) – со­вер­ше­ние его не на­ка­зы­ва­ет­ся, а не­со­вер­ше­ние воз­на­гра­ж­да­ет­ся (напр., ку­ре­ние, раз­вод); 5) за­прет­ное (мах­зур, ха­рам) – со­вер­ше­ние его на­ка­зы­ва­ет­ся, а не­со­вер­ше­ние воз­на­гра­ж­да­ет­ся (напр., кра­жа, пре­лю­бо­дея­ние, ложь, рос­тов­щи­че­ст­во).

Хо­тя та­кая ква­ли­фи­ка­ция и вы­гля­дит все­ох­ва­ты­ваю­щей, но на са­мом де­ле боль­шин­ст­во дей­ст­вий от­но­сят к ка­те­го­рии «доз­во­лен­но­го», т. е. юри­ди­че­ски ней­траль­но­го. «Ре­ко­мен­дуе­мые» и «не­же­ла­тель­ные» дей­ст­вия яв­ля­ют­ся пред­ме­том лич­ных от­но­ше­ний ве­рую­ще­го с Бо­гом и не вхо­дят в ком­пе­тен­цию ша­ри­ат­ских су­дов.

Ш. как пра­во­вая сис­те­ма ох­ва­ты­ва­ет и куль­то­вые во­про­сы (иба­дат), и со­ци­аль­ные, или меж­лич­но­ст­ные (муа­ма­лят). С боль­шой сте­пе­нью де­та­ли­за­ции раз­ра­ба­ты­ва­лось гра­ж­дан­ское (се­мей­ное, на­след­ст­вен­ное), уго­лов­ное и тор­го­вое пра­во, с мень­шей – го­су­дар­ст­вен­ное и ме­ж­ду­на­род­ное.

К об­ря­дам чис­то­ты от­но­сит­ся об­ре­за­ние (хи­тан), ко­то­рое по­все­ме­ст­но со­блю­да­ет­ся му­суль­ма­на­ми, хо­тя ха­на­фи­ты и мно­гие др. пра­во­ве­ды не счи­та­ют его обя­за­тель­ным, но толь­ко ре­ко­мен­дуе­мым. Прав­да, в от­ли­чие от иу­даи­ст­ской тра­ди­ции, ус­мат­ри­ваю­щей в об­ре­за­нии знак сою­за с Бо­гом, в ис­ла­ме этот об­ряд име­ет ско­рее ги­гие­нич. смысл, не­же­ли са­краль­ный.

В пи­щу за­пре­ще­но упот­реб­лять сви­ни­ну, кровь (за ис­клю­че­ни­ем се­ле­зён­ки и пе­че­ни), мерт­ве­чи­ну (за ис­клю­че­ни­ем ры­бы и са­ран­чи, со­глас­но боль­шин­ст­ву бо­го­сло­вов), мя­со хищ­ни­ков, со­бак, ко­шек, змей и на­се­ко­мых; но, в от­ли­чие от иу­даи­ст­ско­го за­ко­на, верб­лю­жье мя­со счи­та­ет­ся доз­во­лен­ным. При убое жи­вот­ных, иду­щих в тра­пе­зу, долж­ны быть пе­ре­ре­за­ны осн. шей­ные ар­те­рии и пи­ще­вод, и это долж­но со­про­во­ж­дать­ся сла­во­сло­ви­ем Бо­га. Стро­го за­пре­ще­ны опь­я­няю­щие на­пит­ки и одур­ма­ни­ваю­щие ве­ще­ст­ва.

Гре­хом счи­та­ют­ся азарт­ные иг­ры, изо­бра­же­ние жи­вых су­ществ (осо­бен­но скульп­тур­ное). Не­ко­то­рые бо­го­сло­вы осу­ж­да­ют так­же му­зы­ку и тан­цы.

Муж­чи­нам (в от­ли­чие от жен­щин) не доз­во­ля­ют­ся оде­ж­да и ук­ра­ше­ния из шёл­ка, пар­чи или зо­ло­та. По Ш., под оде­ж­дой долж­на быть скры­та ау­ра – за­по­вед­ная для чу­жих глаз часть те­ла. У муж­чин ау­ра про­сти­ра­ет­ся от пуп­ка до ко­лен, у жен­щин она ох­ва­ты­ва­ет всё те­ло, ис­клю­чая ли­цо, ла­до­ни и сто­пы. Пер­во­на­чаль­но лю­бая та­кая жен­ская оде­ж­да име­но­ва­лась хид­жаб, но впо­след­ст­вии этот тер­мин за­кре­пил­ся за го­лов­ным плат­ком, скры­ваю­щим во­ло­сы жен­щи­ны.

В об­лас­ти брач­но-се­мей­ных от­но­ше­ний Ш. за­пре­ща­ет брак с пря­мы­ми род­ст­вен­ни­ка­ми по вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей ли­ни­ям лю­бой сте­пе­ни, а по бо­ко­вым – до 3-й сте­пе­ни (за­прет не рас­про­стра­ня­ет­ся на брак ме­ж­ду двою­род­ны­ми род­ст­вен­ни­ка­ми). Мо­лоч­ное род­ст­во при­рав­ни­ва­ет­ся к кров­но­му. Со­глас­но ха­на­фит­ско­му маз­ха­бу, му­суль­ма­ни­ну доз­во­ля­ет­ся взять в жё­ны хри­сти­ан­ку или иу­дей­ку, му­суль­ман­ка же по всем маз­ха­бам не мо­жет вы­хо­дить за ино­вер­ца. Доз­во­ле­на по­ли­га­мия (до че­ты­рёх жен од­но­вре­мен­но), но не по­ли­ан­д­рия.

Ш. доз­во­ля­ет пе­ре­дать по за­ве­ща­нию лишь до 1/3 иму­ще­ст­ва, при­том толь­ко в поль­зу лиц, ко­то­рые не вхо­дят в круг чле­нов се­мьи, на­сле­дую­щих по пред­пи­са­нию Ко­ра­на. От на­след­ст­ва сы­но­вья по­лу­ча­ют вдвое бо́ль­шие до­ли, не­же­ли до­че­ри.

Что ка­са­ет­ся зем­ных на­ка­за­ний, на­зна­чае­мых ша­ри­ат­ским су­дом за пра­во­на­ру­ше­ния, то они де­лят­ся на 3 ка­те­го­рии: ху­дуд (ед. ч. хадд) – твёр­до ус­та­нов­лен­ные Ко­ра­ном и Сун­ной в об­лас­ти пре­сту­п­ле­ний про­тив Бо­га, а по­се­му не под­ле­жа­щие про­ще­нию или мо­ди­фи­ка­ции; кы­сас – в от­но­ше­нии кров­ной мес­ти и иных уго­лов­ных пра­во­на­ру­ше­ний по прин­ци­пу та­лио­на или ви­ры; та­зир – дис­кре­ци­он­ные, по ус­мот­ре­нию су­дьи. К 1-й ка­те­го­рии от­но­сят­ся ка­ра за пре­лю­бо­дея­ние (100 пле­тей для хо­ло­стых, по­би­ва­ние кам­ня­ми до смер­ти для со­стоя­щих в бра­ке), лож­ное об­ви­не­ние в пре­лю­бо­дея­нии (80 пле­тей), во­ров­ст­во (от­се­че­ние кис­ти ру­ки), упот­реб­ле­ние спирт­ных на­пит­ков (40 или 80 пле­тей) и ве­ро­от­ступ­ни­че­ст­во (смерть).

Кы­сас на­ла­га­ет­ся в слу­чае убий­ст­ва, ра­не­ния, чле­но­вре­ди­тель­ст­ва и т. п. При умыш­лен­ном убий­ст­ве или пред­на­ме­рен­ном чле­но­вре­ди­тель­ст­ве се­мья жерт­вы или са­ма жерт­ва впра­ве за­тре­бо­вать ана­ло­гич­ное на­ка­за­ние (соб­ст­вен­но кы­сас), но мо­гут за­ме­нить его ви­рой (ди­ят). В про­чих слу­ча­ях пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся лишь де­неж­ная ком­пен­са­ция.

В 3-ю ка­те­го­рию вхо­дят ме­ры за пре­сту­п­ле­ния, для ко­то­рых в Ко­ра­не и Сун­не не за­фик­си­ро­ва­ны хадд или кы­сас. Эти ме­ры мо­гут варь­и­ро­вать от смер­ти (напр., за шпио­наж или ересь) до по­се­че­ния пле­тью, тю­рем­но­го за­клю­че­ния, де­неж­но­го штра­фа или про­сто об­ществ. уве­ще­ва­ния.

Ны­не в му­сульм. ми­ре, за ис­клю­че­ни­ем не­боль­шо­го чис­ла стран (в ча­ст­но­сти, Са­уд. Ара­вии и Ира­на), тра­диц. ус­та­нов­ле­ния Ш. в об­лас­ти уго­лов­но­го пра­ва ус­ту­пи­ли ме­сто нор­мам, ори­ен­ти­ро­ван­ным на ев­роп. сис­те­мы.

Лит.: Hallaq W. B. Sharī‘a: Theory, practice, transformations. Camb., 2012; Ке­ри­мов Г. М. Ша­ри­ат: За­кон жиз­ни му­суль­ман. М.; СПб., 2016. См. так­же лит. при ст. Му­суль­ман­ское пра­во.

Вернуться к началу