ВАКФ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАКФ, хабус (араб. – удержание), в мусульманском праве движимое и недвижимое имущество, переданное либо завещанное на благотворительные и религиозные нужды. В. не облагается налогом, не подлежит конфискации и аресту. По мнению мусульманских правоведов, действие права собственности над В. навеки останавливается (араб. – вакафа): даритель утрачивает его, а получатель не приобретает. В. не может переходить по наследству, быть предметом последующих дарений и, как правило, купли-продажи. Вопреки встречающемуся в литературе утверждению, получатели В. (араб. – маукуф аляйх) – не только и не столько мечети и муллы, сколько разные религ. благотворит. и обществ. учреждения – медресе, больницы, бани, гостиницы, а также связанные с ними учителя и студенты, сироты, бедняки, путники, отделения суфийских братств (см. Суфизм).
В В. обращается только безусловная собственность учредителя, приносящая пользу или доход: пашни, сады, пастбища, деревья и леса, родники, нефтяные месторождения, солеварни, мельницы, дома, скот, оружие, книги. В В. нельзя завещать пищу, одежду, деньги, а также запрещённое и нечистое для мусульман по шариату: вино, свиней и пр. Источником В. в Халифате и других ср.-век. мусульм. государствах выступали движимое и недвижимое имущество категории мульк, а также завоёванные мусульманами земли, владельцы которых уплачивали государству поземельный налог (араб. – харадж). Эта повинность была связана с самой хараджной землёй и потому сохранялась при её передаче в В. владельцем.
С 11 в. В. широко распространяется в мусульм. странах. Верховный надзор за правильностью расходования средств В. в Халифате осуществлял кади аль-кудат или спец. попечитель (назир). При Фатимидах в Египте возникает первое гос. ведомство В.: Диван аукаф. С 12 в. В. стал осн. источником существования мусульм. религ. учреждений и связанных с ними улемов. В Османской империи 19 в. около трети земель относилось к В. В России кон. 18–19 вв. вакфные имущества в Крыму и на Кавказе были легализованы и поставлены под контроль государства как общий имущественный фонд мусульм. духовенства. Сов. власть национализировала вакфные имущества, но смогла изъять их только после коллективизации 1930-х гг. После распада СССР в Татарии и на Сев. Кавказе предпринимались попытки восстановления В. де факто и де юре. В нач. 21 в. в государствах Ближнего Востока и Сев. Африки управлением В. ведают специализир. министерства.