Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАКФ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 522

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников

ВАКФ, ха­бус (араб. – удер­жа­ние), в му­суль­ман­ском пра­ве дви­жи­мое и не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное ли­бо за­ве­щан­ное на бла­го­тво­рительные и ре­ли­ги­оз­ные ну­ж­ды. В. не об­ла­га­ет­ся на­ло­гом, не под­ле­жит кон­фи­ска­ции и аре­сту. По мне­нию му­сульманских пра­во­ве­дов, дей­ст­вие пра­ва соб­ст­вен­но­сти над В. на­ве­ки ос­та­нав­ли­ва­ет­ся (араб. – ва­ка­фа): да­ри­тель ут­ра­чи­ва­ет его, а по­лу­ча­тель не при­об­ре­та­ет. В. не мо­жет пе­ре­хо­дить по на­след­ст­ву, быть пред­ме­том по­сле­дую­щих да­ре­ний и, как пра­ви­ло, ку­п­ли-про­да­жи. Во­пре­ки встре­чаю­ще­му­ся в ли­те­ра­ту­ре ут­вер­жде­нию, по­лу­ча­те­ли В. (араб. – мау­куф аляйх) – не толь­ко и не столь­ко ме­че­ти и мул­лы, сколь­ко раз­ные ре­лиг. бла­го­тво­рит. и об­ществ. уч­ре­ж­де­ния – мед­ре­се, боль­ни­цы, ба­ни, гос­ти­ни­цы, а так­же свя­зан­ные с ни­ми учи­те­ля и сту­ден­ты, си­ро­ты, бед­ня­ки, пут­ни­ки, от­де­ле­ния су­фий­ских братств (см. Су­физм).

В В. об­ра­ща­ет­ся толь­ко без­ус­лов­ная соб­ст­вен­ность уч­ре­ди­те­ля, при­но­ся­щая поль­зу или до­ход: паш­ни, са­ды, па­ст­би­ща, де­ре­вья и ле­са, род­ни­ки, неф­тя­ные ме­сто­ро­ж­де­ния, со­ле­вар­ни, мель­ни­цы, до­ма, скот, ору­жие, кни­ги. В В. нель­зя за­ве­щать пи­щу, оде­ж­ду, день­ги, а так­же за­пре­щён­ное и не­чис­тое для му­суль­ман по ша­риа­ту: ви­но, сви­ней и пр. Ис­точ­ни­ком В. в Ха­ли­фа­те и дру­гих ср.-век. му­сульм. го­су­дар­ст­вах вы­сту­па­ли дви­жи­мое и не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во ка­те­го­рии мульк, а так­же за­воёван­ные му­суль­ма­на­ми зем­ли, вла­дель­цы ко­то­рых уп­ла­чи­ва­ли го­су­дар­ст­ву по­зе­мель­ный на­лог (араб. – ха­радж). Эта по­вин­ность бы­ла свя­за­на с са­мой ха­радж­ной зем­лёй и по­то­му со­хра­ня­лась при её пе­ре­да­че в В. вла­дель­цем.

С 11 в. В. ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ет­ся в му­сульм. стра­нах. Вер­хов­ный над­зор за пра­виль­но­стью рас­хо­до­ва­ния средств В. в Ха­ли­фа­те осу­ще­ст­в­лял ка­ди аль-ку­дат или спец. по­пе­чи­тель (на­зир). При Фа­ти­ми­дах в Егип­те воз­ни­ка­ет пер­вое гос. ве­дом­ст­во В.: Ди­ван ау­каф. С 12 в. В. стал осн. ис­точ­ни­ком су­ще­ст­во­ва­ния му­сульм. ре­лиг. уч­ре­ж­де­ний и свя­зан­ных с ни­ми уле­мов. В Ос­ман­ской им­пе­рии 19 в. око­ло тре­ти зе­мель от­но­си­лось к В. В Рос­сии кон. 18–19 вв. вакф­ные иму­ще­ст­ва в Кры­му и на Кав­ка­зе бы­ли ле­га­ли­зо­ва­ны и по­став­ле­ны под кон­троль го­су­дар­ст­ва как об­щий иму­ще­ст­вен­ный фонд му­сульм. ду­хо­вен­ст­ва. Сов. власть на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ла вакф­ные иму­ще­ст­ва, но смог­ла изъ­ять их толь­ко по­сле кол­лек­ти­ви­за­ции 1930-х гг. По­сле рас­па­да СССР в Та­та­рии и на Сев. Кав­ка­зе пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки вос­ста­нов­ле­ния В. де фак­то и де юре. В нач. 21 в. в го­су­дар­ст­вах Ближ­не­го Вос­то­ка и Сев. Аф­ри­ки управ­ле­ни­ем В. ве­да­ют спе­циа­ли­зир. ми­ни­стер­ст­ва.

Лит.: Clavel E. Droit musulman. P., 1895–1896. Vol. 1–2; Амин М. Ал-Ау­каф ва-л-хай­ат ал-ид­жти­ма‘ийа фи Миср, 1250–1517. Ка­ир, 1980; Пе­ри­ха­нян А. Г. Об­ще­ст­во и пра­во Ира­на в пар­фян­ский и са­са­нид­ский пе­рио­ды. М., 1983.

Вернуться к началу