Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАКЛИ́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 597

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников

ТАКЛИ́Д (араб. под­ра­жа­ние), тра­ди­ция сле­до­вать мне­нию ав­то­ри­те­та в во­про­сах ша­риа­та (муд­жта­хид) в од­ном из ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вых тол­ков (маз­хаб) сун­нит­ско­го ис­ла­ма при раз­ра­бот­ке ча­ст­ных во­про­сов му­суль­ман­ско­го пра­ва. В 8 в. Т. оз­на­чал при­над­леж­ность к круж­ку ко­го-ли­бо из спод­виж­ни­ков про­ро­ка Му­хам­ме­да, позд­нее – к чис­лу по­сле­до­ва­те­лей та­ко­го спод­виж­ни­ка. Пре­кра­ще­ние раз­ра­бот­ки ид­жти­ха­да к 10–11 вв. при­ве­ло к из­ме­не­нию зна­че­ния Т., под ко­то­рым ста­ли по­ни­мать уро­вень ав­то­ри­тет­но­сти пра­во­ве­да (фа­ки­ха), не яв­ляю­ще­го­ся муд­жта­хи­дом. Т. под­раз­де­ля­ет­ся на ка­те­го­рии: Т. обыч­ных лю­дей и Т. учё­ных. В по­след­нем вы­де­ля­ют 3 сте­пе­ни, от­ра­жаю­щие уро­вень ком­пе­тент­но­сти фа­ки­хов и их са­мо­стоя­тель­но­сти в ре­ше­нии пра­во­вых во­про­сов. Ре­фор­ма­то­ры ис­ла­ма кри­ти­ко­ва­ли Т., ви­дя в нём при­чи­ну кос­но­сти ис­лам­ской на­уч. мыс­ли Но­во­го вре­ме­ни. В бо­лее ши­ро­ком зна­че­нии Т. оз­на­ча­ет при­вер­жен­ность кон­сер­ва­тив­ной ис­лам­ской тра­ди­ции.

Вернуться к началу