МАРДЖАНИ́ ШИХАБ АД-ДИН ИБН БАХА АД-ДИН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРДЖАНИ́ Шихаб ад-Дин ибн Баха ад-Дин (13, по др. сведениям, 15.1.1818, с. Ябынчи Казанского у. Казанской губ. – 29.4.1889, Казань), тат. мусульм. богослов, историк, просветитель, один из предтеч джадидизма. Из рода учёных и мулл. Учился и преподавал в медресе своего отца в с. Ташкичу (Казанская губ.), в 1838–48 в Бухаре и Самарканде. Авторитет среди улемов Ср. Азии и Поволжья помог ему получить престижный пост указного муллы 1-й Казанской мечети и главы медресе при ней (1850), который он с перерывами занимал до конца жизни. Разногласия с мусульм. традиционалистами не помешали М. стать наиболее влиятельным рос. улемом кон. 19 в. Джадиды считали его своим учителем. М. поддерживал связи с востоковедами И. Ф. Готвальдом (1813–97), В. В. Радловым, М. Казем-Беком. С 1860 редактировал казанские издания Корана, в 1876–84 преподавал в казанской тат. Учительской школе. В 1862 М. предлагали стать муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), но его кандидатуру отклонил К. П. Победоносцев. В 1867 М. стал ахуном и мухтасибом ОМДС. Росту известности М. в России и за рубежом способствовал его хадж в Мекку в 1880 через Одессу, Стамбул, Каир и Суэц.
М. принадлежит более 30 сочинений на араб., тат. и перс. языках. Наиболее значительны его труды по ханафитскому праву, каламу и истории ислама. Развивая идеи Курсави, М. призывал мусульман к самостоят. изучению Корана и шариата. Его полемика с традиционалистами в соч. «Назурат аль-хакк...» («Взгляд на истину...», 1870), «Хакк марифа ва-хусн аль-идрак» («Истинное познание и лучшее постижение», 1880), «аль-Барк аль-вамид фи радд» («Сверкающая молния в ответ», 1888) и «аль-Хикма аль-балига аль-джанния фи шарх аль-акаид ал-ханафия» («Зрелая мудрость в разъяснение догматов ханафитов», 1888) нашла отклик у мусульман России, османской Турции и Индии. Самое известное сочинение М. «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», кн. 1–2, 1885–1900) представляет собой первый опыт написания нац. истории татар. Не потерял значимости неоконченный сб. биографий «Вафият аль-аслаф ва-тахият аль-ахлаф» [«Достаточные [сведения] о предках и приветствие потомкам», в 6 т.; изд. только «Введение» («аль-Мукаддима»), 1883].