РЕВОЛЮ́ЦИЯ 1905–07
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕВОЛЮ́ЦИЯ 1905–07, первая рус. революция. В ней участвовали широкие социальные слои рос. общества, выступавшие с демократич. лозунгами, что позволяет отнести её к народным буржуазно-демократич. революциям. Явилась результатом обострения социальных, политич. и нац. противоречий, усугублённых поражениями рос. армии и флота в рус.-япон. войне 1904–05. Индустриализация России, вызвавшая глубокие изменения социальной структуры, требовала более решительных шагов в модернизации политич. системы. Одним из гл. вопросов Р., наряду с вопросом о власти, являлся аграрно-крестьянский: деревня страдала от крестьянского малоземелья (с 1861 до нач. 20 в. площадь среднедушевого надела в Европ. России вследствие быстрого увеличения плотности деревенского населения сократилась с 4,8 до 2,6 дес. при росте рыночной стоимости земли в 7,5 раза), обременительными для крестьянских хозяйств оставались выкупные платежи. Набравшая силу рос. буржуазия рассчитывала получить доступ к власти; предприниматели из старообрядцев, недовольные законодат. ограничениями староверов в правах, поддерживали деньгами революц. движение. Значит. часть интеллигенции и студенчества выступала за введение конституции. Требовали улучшения условий труда и жизни рабочие. Оппозиц. настроения проникли даже в среду духовенства. Активизировались нац. движения, обострился «еврейский вопрос».
Активную роль в Р. играли возникшие ещё на рубеже 19 и 20 вв. организационно оформленные, но нелегальные партии (эсеров и социал-демократов, а на окраинах империи – нац. партийные организации) и политич. движения. В ходе Р. к ним присоединились др. левые, а также либеральные и иные умеренные партии. Цель всех этих партий – политич. мобилизация народа, при этом социал-демократы особенно активно работали с пролетарскими массами, эсеры – в крестьянской среде, леволиберальные круги привлекали преим. интеллигенцию, умеренные либералы рассчитывали в первую очередь на поддержку среднего и состоятельного классов. Эсеры и социал-демократы (большевики и меньшевики) выступали за установление республики и предоставление нациям права на самоопределение, а также за радикальное решение аграрного вопроса в пользу крестьян за счёт помещиков и в защиту интересов рабочего класса. Представители либеральных организаций – Союза освобождения и Союза земцев-конституционалистов – добивались конституц. монархии при сохранении территориального единства империи, выступали за автономию Вел. кн-ва Финляндского и восстановление автономии Царства Польского. Все требовали созыва учредит. собрания. Наиболее распространённые требования участников массовых революц. выступлений – свержение самодержавия, политич. амнистия, введение 8-часового рабочего дня для рабочих и служащих, передача всей пахотной земли крестьянам и отмена частной собственности на неё.
Деятели оппозиц. земского движения начали «Банкетную кампанию» 1904 с целью побудить правительство к введению конституции и политич. свобод. Указом от 12(25).12.1904 «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» имп. Николай II выступил с программой либеральных преобразований, хотя в последний момент отказался включить в неё пункт о нар. представительстве.
Началом революции принято считать расстрел участников многотысячного шествия к Зимнему дворцу в С.-Петербурге 9(22).1.1905 («Кровавое воскресенье» 1905). Многочисл. жертвы вызвали возмущение в обществе и резкий рост забастовочного движения (в 1905 бастовало ок. 3 млн. чел.).
В 1-й пол. 1905 по решению Союза освобождения создавались нелегальные профессионально-политич. организации (особую активность проявили Академический союз и Всероссийский учительский союз), в мае они объединились в Союз союзов, координировавший свою деятельность с оппозиц. земским движением, с одной стороны, и революц. партиями – с другой. Весной 1905 возникли и полулегальные консервативные политич. организации – Русская монархическая партия и Союз рус. людей (Москва), Отеч. союз (С.-Петербург). Они выступали за проведение преобразований, но в рамках неограниченной монархии, при этом против нар. представительства высказывалась только Рус. монархич. партия. Революц. или оппозиц. настроения распространялись в науч. и творч. интеллигенции. На окраинах Рос. империи (Вел. кн-во Финляндское, Царство Польское, Прибалтийские губернии, Кавказ) активизировалась борьба местных нац. партий, которые в зависимости от степени своего радикализма боролись за автономию либо за отделение от России [Манифестом от 22.10(4.11).1905 Николай II восстановил автономию Вел. кн-ва Финляндского]. В Сибири среди интеллигенции набирали популярность идеи областничества. Стихийное обострение межнациональных противоречий принимало крайние формы (столкновения в февр. 1905 между армянами и азербайджанцами в Баку и Бакинской губ., евр. погромы кон. 1905–1906 на Юго-Западе Рос. империи). В июне 1905 забастовки и манифестации рабочих Лодзи переросли в вооруж. восстание, которое было подавлено войсками.
В этих условиях Николай II 18.2(3.3). 1905 разрешил частным лицам и легальным организациям представлять для рассмотрения в Совете министров (на заседаниях которого в отсутствие царя и по его поручению председательствовал гр. Д. М. Сольский) проекты гос. преобразований и в тот же день в рескрипте мин. внутр. дел А. Г. Булыгину объявил о намерении создать нар. представительство [Манифестом от 6(19).8.1905 учредил законосовещат. орган (см. «Булыгинская дума»), оставив за собой «заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы» сообразно «потребностям времени и благу государственному»]. Император также допустил свободный переход из православия в др. христианские конфессии и впервые полностью прекратил гонения на старообрядцев [указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17(30).4.1905], пошёл на самоограничение в законодат. власти, согласившись на обязат. рассмотрение законопроектов в Гос. совете [Высочайше утверждённое мнение Гос. совета от 6(19).6.1905], восстановил автономию университетов, которой они были лишены в 1884 [указ от 27.8(9.9).1905]. Однако эти уступки не удовлетворили даже умеренную часть оппозиции, которая увидела в них признак слабости власти.
В результате агитации революц. партий волнения летом 1905 – осенью 1906 охватили армию и флот. Крупнейшими были восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический», Кронштадтские восстания 1905 и 1906, Севастопольское восстание 1905, Владивостокские восстания 1905–07, Свеаборгское восстание 1906. Весной 1905 крестьянское движение охватило Центральночернозёмный центр, Царство Польское, Прибалтийские губернии и Грузию. Крестьяне громили имения, захватывали землю и имущество помещиков, отказывались от взноса арендной платы. В Европ. России в значит. степени волнения инспирировались эсерами, в дальнейшем – находившимся под их влиянием Крестьянским союзом. Они достигли апогея осенью 1905, охватив половину уездов Европ. России. В это время крестьяне разгромили ок. 2 тыс. помещичьих имений. Крупнейшие очаги крестьянского движения были подавлены отрядами войск под рук. генерал-адъютантов Ф. В. Дубасова (Черниговская и Курская губернии), В. В. Сахарова (Саратовская губ.) и А. П. Струкова (Воронежская и Тамбовская губернии). В сент. 1905 начался новый этап забастовочного движения в городах, вылившийся в Октябрьскую всеобщую политическую стачку 1905. По инициативе Союза союзов в С.-Петербурге в окт. 1905 создан Совет рабочих депутатов (его основу составили депутаты-рабочие во главе с Г. С. Хрусталёвым-Носарём, избранные в Правительств. комиссию по рабочему вопросу под пред. сенатора Н. В. Шидловского после «Кровавого воскресенья»; лидеры – Л. Д. Троцкий и А. Л. Парвус). Около месяца, до ареста его членов, Петерб. совет действовал как революц. орган власти. Движение за создание Советов приняло массовый характер: они возникли в Москве и более чем в 50 городах и посёлках при пром. предприятиях.
Николай II в условиях Окт. всеобщей стачки издал Манифест 17 октября 1905, однако отказался удовлетворить осн. требование революционеров и либералов – созвать учредит. собрание. Этим манифестом император придал учреждённой в авг. Гос. думе законодат. статус и реформировал Совет министров, преобразовав его в объединённое правительство (его первым пред. стал гр. С. Ю. Витте). Во исполнение Манифеста от 17(30).10.1905 был принят новый избират. закон [11(24).12.1905; увеличил число избирателей в городах примерно в 10 раз], Гос. совет преобразован в верхнюю палату парламента [20.2(5.3).1906; в качестве нижней палаты выступала Гос. дума], упразднена предварит. цензура (см. Временные правила о печати 1905–06), приняты правила о свободе собраний и союзов, создавшие основы для образования легальных политич. партий и профессиональных союзов [4(17).3.1906]. Трансформация гос. строя и политич. режима завершилась появлением первой в истории России конституции – Основных государственных законов 1906. Одновременно сформировалась многопартийная система: образованы Союз русского народа, «Союз 17 октября», демократических реформ партия, Конституционно-демократическая партия, вставшие в оппозицию к правительству Витте – как справа, так и слева; явочным порядком вели свою деятельность эсеры и социал-демократы. Лидеры либералов в окт. – нояб. 1905 и в июле 1906 отклонили предложения войти в правительство (политикам-консерваторам, за исключением Ф. Д. Самарина, министерские портфели не предлагались).
Манифест от 17(30).10.1905 и объявленная 21.10(3.11).1905 амнистия для политич. заключённых не остановили рост революц. настроений и не привели к преодолению раскола в обществе. В то время как власти на местах усматривали в Манифесте от 17(30).10.1905 опасные для обществ. спокойствия уступки, либералы и революционеры желали видеть в нём акт об упразднении самодержавия и немедленном введении политич. свобод (а не как обещание даровать их с изданием соответствующих законов) и повсеместно организовывали митинги, демонстрации, а революционеры к тому же создавали боевые дружины. Сторонники монархии проводили свои контрмитинги и демонстрации и создавали свои вооруж. отряды. В течение 2–3 недель после издания манифеста в результате произошедших более чем в 100 городах стихийных столкновений между противниками и сторонниками власти погибли 3,5–4 тыс. чел., ранены св. 10 тыс. чел. В ноябре того же года состоялась всерос. стачка почтово-телеграфных служащих, 2(15).12.1905 РСДРП, Петерб. совет рабочих депутатов, Крестьянский союз, партия эсеров, Польск. социалистич. партия выпустили «Финансовый манифест», целью которого был экономич. крах режима. Революц. пропаганда подпитывалась финансовыми средствами из-за рубежа (в частности, в этом активно участвовал с осени 1904 япон. Генеральный штаб). Необычайно широкий размах принял террор против представителей власти (в окт. 1905 – апр. 1906 в результате терактов были убиты и ранены 3611 полицейских, чиновников и т. д.). Наивысший подъём революции – Декабрьские вооружённые восстания 1905 и самое крупное из них – Московское декабрьское восстание 1905, подавленное под рук. Ф. В. Дубасова. В кон. 1905 – нач. 1906 восстаниями были охвачены Эстляндская и Лифляндская губернии, где происходили массовые убийства помещиков-остзейцев и нападения на гарнизоны, а также города вдоль Транссибирской магистрали, по которой после окончания рус.-япон. войны возвращалась в Европ. Россию деморализованная армия. В Прибалтике восстания были подавлены карательными экспедициями частей Петерб. воен. округа (145 чел. из числа восставших убиты в ходе вооруж. столкновений, 356 чел. расстреляны), в Сибири – отрядами генералов барона А. Н. Меллер-Закомельского (35 революционеров убиты, 70 чел. ранены) и П. К. фон Ренненкампфа (137 чел. преданы воен. суду, из них расстрелян 21 чел., оправданы 29 чел., остальные осуждены на каторгу, ссылку и тюремное заключение).
В этих условиях Николай II 27.4(10.5). 1906 открыл заседания Гос. думы 1-го созыва. Большинство депутатов (кадеты, связанные с эсерами трудовики, а также примыкавшие к ним беспартийные) использовали Думу как трибуну для революц. агитации и оппозиц. выступлений, отказались от публичного осуждения терроризма. 8(21).7.1906 Дума была распущена досрочно (в знак протеста значит. часть быв. депутатов приняла Выборгское воззвание), одновременно Николай II назначил новые выборы. Летом 1906 революц. террор усилился, его апогеем стал взрыв эсерами-максималистами 12(25).8.1906 служебной дачи пред. правительства П. А. Столыпина в С.-Петербурге (помимо террористов, погибли 29 чел., однако премьер не пострадал). После этого были введены военно-полевые суды. Вместе с тем правительство уравняло крестьян в гражд. правах с др. сословиями [5(18).10.1906] и начало столыпинскую аграрную реформу. Гос. дума 2-го созыва [20.2(5.3)– 3(16).6.1907] по своему составу оказалась ещё более радикальной. Манифестом 3(16).6.1907 Николай II распустил Думу и одновременно издал без её одобрения новый избират. закон. Этот акт, противоречивший Основным гос. законам 1906, известен как «Третьеиюньский переворот» 1907. Он считается окончанием революции, поскольку привёл к консолидации гос. власти и сопровождался спадом революц. волны.
Однако революционный террор и ответные репрессии продолжались. В целом в 1905–07, по подсчётам историков, жертвами революц. террора стали более 13 тыс. чел.; в ходе карательных экспедиций (1905–06) и по решениям военно-окружных (1906–10) и военно-полевых (1906–07) судов убиты и казнены ок. 5 тыс. чел.
Революция в России приобрела междунар. звучание. Либеральные, демократич. и социалистич. круги в Европе и США однозначно встали на сторону революционеров, намеренно демонизируя личность Николая II и его окружение. Зап. печать была наполнена карикатурами на рос. императора и описаниями репрессий. Р. стала предметом дискуссий в Интернационале 2-м, которые способствовали внутр. размежеванию в этой организации.
Цели наиболее радикальных движущих сил революции не были достигнуты, поскольку между социальными и политич. силами, участвовавшими в ней, отсутствовало единство, и часть из них, в целом удовлетворившись уступками правительства, превратилась в мирную оппозицию. Не получил кардинального решения аграрно-крестьянский вопрос, что сохраняло социальную напряжённость в деревне. Рабочие, добившиеся определённых результатов в борьбе за свои права (прежде всего права на создание профсоюзов), по-прежнему откликались на революц. агитацию. Неудовлетворёнными остались буржуазно-либеральные силы, не получившие права формировать правительство, «ответственное» перед Думой, и тем самым не добившиеся прямого доступа к власти. В то же время власть обнаружила способность не только к решительным действиям по подавлению революц. движения, но и к маневрированию, к выдвижению на авансцену политич. фигур, готовых пойти на преобразования, таких как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Были провозглашены политич. права и свободы, сформировалась многопартийная система, издана первая рос. конституция – Основные гос. законы 1906, появился первый рос. парламент – Гос. дума и Гос. совет. Размах революц. насилия смутил не только консервативные, но и либеральные круги (концентрированным выражением их позиции стал сборник «Вехи»), тогда как революц.-демократич. и социалистич. силы стали рассматривать Революцию 1905–07 как «генеральную репетицию» нового наступления на самодержавие.