МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905 («Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка»), акт конституционного значения, положивший начало [наряду с Манифестом Николая II от 6(19).8.1905 о созыве законосовещательной Гос. думы] становлению в Рос. империи конституционно-монархич. гос. строя, формированию в стране парламентаризма и многопартийной системы. Подписан имп. Николаем II 17(30).10.1905 в Петергофе в разгар Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 в ходе Революции 1905–07. Появился в результате усилий пред. К-та министров С. Ю. Витте, считавшего, что подавление революции невозможно без поддержки умеренной части общества, введения политич. и гражд. прав и свобод и отказа от неогранич. самодержавия. 9(22).10.1905 Витте представил Николаю II записку с изложением соответствующей программы (её составил и. о. управляющего делами К-та министров Н. И. Вуич), в которой ближайшей задачей правительства объявлялось введение ещё до созыва Гос. думы осн. элементов правового строя. Среди них – свобода печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности; уравнение перед законом всех рос. подданных независимо от вероисповедания и национальности; отмена «исключительных положений» (имелось в виду прежде всего Положение об усиленной или чрезвычаной охране в отдельных местностях); отказ от репрессивных мер против лиц, «явно не угрожающих обществу и государству»; создание учреждений и законодат. норм, которые давали бы гарантию в «неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы». Предлагалось создать объединённое правительство, которое должно было не вмешиваться в выборы в Гос. думу и сотрудничать с ней (если решения Думы «не будут коренным образом расходиться с величием России»), а также преобразовать Гос. совет «на началах видного участия в нём выборных элементов». Эти предложения по поручению Николая II были оформлены в виде императорского Манифеста (проект подготовлен кн. А. Д. Оболенским при участии Вуича). 15(28) окт. он был представлен Витте Николаю II в присутствии вел. кн. Николая Николаевича Младшего, признавшего, что достаточного числа надёжных войск для подавления революции нет, а также министра Имп. двора барона В. Б. Фредерикса и члена Гос. совета, ген. от инф. О. Б. Рихтера. Несмотря на наличие ещё двух альтернативных проектов Манифеста, спешно составленных членами Гос. совета И. Л. Горемыкиным и А. А. Будбергом, был подписан Манифест, подготовленный под рук. Витте.
Манифестом предписывалось объединить деятельность центр. ведомств в составе единого правительства; ему поручалось предоставить населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» и обеспечить представительство в будущей Гос. думе («в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока») тех слоёв населения, которые по положению о выборах в «Булыгинскую думу» были лишены избират. прав. Манифестом также устанавливалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения Гос. думы, провозглашалась возможность участия народных представителей «в надзоре за закономерностью действий… властей». Одновременно опубликован Высочайше утверждённый доклад Витте, подготовленный на основе его записки от 9(22).10.1905.
После обнародования плана реформ во многих городах состоялись манифестации в его поддержку. В то же время черносотенные элементы, рассматривавшие Манифест как ненужную уступку революции, в течение двух недель после его подписания провели более чем в 100 городах погромы и избиения евреев, студентов и представителей интеллигенции, которых считали главной движущей силой революции и ответственными за ограничение самодержавия (всего было убито до 4 тыс. чел.). Леворадикальные силы расценили Манифест как вынужденный политич. манёвр правительства и свидетельство его слабости и продолжили революц. борьбу. Однако Манифест способствовал прекращению всеобщей стачки, которая в большинстве местностей и на железных дорогах к 25.10(7.11).1905 окончилась.
Во исполнение Манифеста в 1905–06 принят ряд важных законодат. актов. Указом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» от 19.10(1.11).1905 Совет министров был преобразован в высший орган исполнит. власти (его председателем тогда же назначен С. Ю. Витте). 21.10(3.11).1905 издан указ об амнистии всех политич. заключённых, совершивших преступления до 17(30).10.1905 (часть освобождена, сроки наказания др. заключённых уменьшены, смертные приговоры заменены 15 годами каторги). Временными правилами о печати 1905–06 полностью отменены предварит. цензура и некоторые др. цензурные ограничения. Существенно расширен круг избирателей Гос. думы [указ «Об изменении Положения о выборах в Гос. думу» от 11(24).12.1905], половина членов Гос. совета стала избираться от разл. корпораций, Думе и Гос. совету были предоставлены законодат. права, и фактически они становились нижней и верхней палатами рос. парламента [изданные 20.2(5.3).1906 Манифест «О изменении Учреждения Гос. совета и о пересмотре Учреждения Гос. думы», указ «О переустройстве Учреждения Гос. совета», «Учреждение Гос. думы»]. «Временные правила об обществах и союзах» от 4(17).3.1906 облегчили создание обществ. организаций и сделали возможным существование легальных политич. объединений, программные требования которых не противоречили основам обществ.-политич. устройства Рос. империи. Реформа гос. строя завершилась выборами в Гос. думу и открытием её заседаний [27.4(10.5).1906], а также принятием накануне созыва Гос. думы Основных государственных законов 1906, которые принято считать первой рос. конституцией.