МУСУЛЬМА́НСКОЕ ДУХОВЕ́НСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУСУЛЬМА́НСКОЕ ДУХОВЕ́НСТВО, условное понятие, под которым в России принято объединять представителей мусульм. духовной элиты, профессионально занимающихся отправлением религ. культа (мулла, муэдзин), шариатского судопроизводства (кади, муфтий), разработкой мусульм. права (факих) и богословия (улемы), преподаванием исламских дисциплин в школах при мечетях (мударрис), руководством общинами верующих (имам), а также деятельностью суфийских братств (шейх, ишан, дервиш). В исламе в принципе отсутствует институт, аналогичный христианской Церкви, а также духовное сословие. Любой совершеннолетний мусульманин, обладающий достаточными религ. знаниями и авторитетом, с согласия верующих может руководить религ. жизнью мусульм. общины. Однако в ряде мусульм. регионов, в т. ч. в России, М. д. сложилось в Новое и Новейшее время.
В Рос. империи лояльная государству часть М. д. была превращена в духовное сословие на гос. службе. Начиная с последней трети 18 в. М. д. находилось под контролем МВД и губернских властей, с 19 в. его делами занимался Департамент духовных дел иностранных исповеданий. На М. д. власти возлагали надежду на оказание помощи в интеграции мусульман в рос. общество. После офиц. признания ислама в правление имп. Екатерины II М. д. было включено в иерархию Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) – первого рос. муфтията, созданного в 1788–89 в Уфе. Для вхождения в число М. д. Рос. империи духовные лица, избираемые в мечетных общинах, экзаменовались чиновниками ОМДС на знание осн. круга исламских дисциплин, в особенности шариата и мусульм. обрядности. Сдавшие экзамены политически благонадёжные лица не моложе 22 лет получали гос. лицензию (указ) и поэтому именовались «указными» муллами и муэдзинами. В 19 в. для организации М. д. присоединённых к империи регионов со значит. мусульм. населением было создано 3 новых муфтията: Таврич. духовное правление (1831) и два закавказских духовных правления шиитов-имамитов и суннитов (1872). М. д. части Зап. Сибири, Сев. Кавказа, Степного края и Туркестана, а также находившихся под рос. протекторатом Бухарского эмирата и Хивинского ханства не получило гос. регистрации и офиц. иерархии. Деятельность М. д. регулировалась там преим. нормами шариата и местных обычаев.
Деятельность и пополнение М. д. в структуре 4 региональных муфтиятов регламентировались рос. законодательством (Устав духовных дел иностр. исповеданий, в редакциях 1857, 1896), учитывавшим при этом отд. общие положения шариата, а также местные мусульм. обычаи. Состав, правовое положение и обязанности М. д. в разных регионах России различались. М. д. разделялось на высшее и низшее («приходское» при мечетях). Высшее М. д. (муфтии, шиитский шейху-ль-ислам, кади, ахунды) находилось на гос. содержании. По своему статусу оно приближалось к привилегированным сословиям Рос. империи – дворянству и духовенству. Низшее М. д. существовало за счёт сборов своего прихода, в т. ч. отчислений от религ. и благотворит. вакфов. В своей деятельности мулла мог совмещать обязанности духовного наставника общины (имама-хатиба), судьи (кади), нотариуса, учителя (мударриса или муаллима) и гос. служащего, обязанного среди прочего вести статистич. учёт своего прихода (с 1828). В Оренбургском и Таврич. муфтиятах глава мечетной общины мог быть последователем (мюридом) или руководителем (шейхом) ответвления (вирд) того или иного суфийского братства. Опасаясь мусульм. повстанчества (см. Мюридизм), власти Кавказского наместничества старались не допускать местных суфиев к занятию должностей мусульм. духовенства.
Численность офиц. зарегистрированного М. д. в Рос. империи постоянно росла и в 1911 достигла 46492 чел. при 26969 мечетях. В это число не входило М. д. Бухарского эмирата и Хивинского ханства.
Установление сов. власти повысило социальный и политич. статус М. д. на вост. окраинах страны, где за некоторым исключением (басмачество, движение Н. Гоцинского) оно приняло сторону большевиков. Обновленч. крыло М. д. (см. Джадидизм) оказало государству помощь в проведении в 1920–30-е гг. культурной революции: создании общеобразоват. школы и прессы на языках народов СССР. В годы массовых политич. репрессий большинство мулл и муэдзинов были лишены возможности вести богослужение, был репрессирован почти весь аппарат правопреемника ОМДС – Центр. духовного управления мусульман внутр. России и Сибири (ЦДУМ), созданного в 1917. Нормализация гос.-конфессиональных отношений в СССР в годы Вел. Отеч. войны позволила восстановить офиц. М. д. на всей территории страны. В 1943 в Ташкенте было учреждено Духовное управление мусульман Ср. Азии и Казахстана (САДУМ) с отделениями (казиятами) во всех союзных республиках региона. Шиитское и суннитское М. д. Азерб. ССР, Арм. ССР и Груз. ССР объединено в 1944 в Духовное управление мусульман Закавказья (ДУМЗ) с центром в Баку. В июне 1944 в г. Буйнакск (Даг. АССР, с 1975 в Махачкале) было открыто Духовное управление мусульман Сев. Кавказа (ДУМСК). В юрисдикции возобновившего свою работу в Уфе ЦДУМ входило зарегистрированное М. д. Европ. части СССР и Сибири. В окт. 1948 ЦДУМ преобразован в Духовное управление мусульман Европ. части СССР и Сибири (ДУМЕС). Для подготовки кадров М. д. были открыты медресе Мири-Араб в Бухаре (1945) и Барак-хана в Ташкенте (1956–1961); на базе последнего в 1971 создан Ташкентский исламский институт.
В 1929–91 религ. объединения и М. д. при них подлежали обязательной регистрации. Деятельность М. д. курировал созданный в 1943 Совет по делам религ. культов, с 1965 – Совет по делам религий. Нехватка офиц. открытых мечетей и зарегистрированных при них мулл вызвала рост незарегистрированных, «бродячих» мулл. Офиц. М. д. выбирало наименее доступные гос. контролю формы деятельности: сбор пожертвований на святых местах, участие в деятельности суфийских групп и кружков по изучению основ ислама. Согласно офиц. данным, в 1982 среди М. д. было ок. 1000 мулл при 374 религ. объединениях. Число незарегистрированного М. д. оценивалось более чем в 10 тыс. «бродячих» мулл. Поскольку в сов. время большинство мусульм. институтов действовало нелегально, точной статистики М. д. при них не велось.
После распада СССР (1991) наблюдается рост численности М. д. С кон. 1990-х гг. Правительство РФ проводит политику поддержки М. д. постсоветских муфтиятов в противовес зарубежным миссионерским организациям и радикальным течениям в постсоветском исламе (см. Ваххабиты). Правовое положение религ. организаций в РФ, в т. ч. М. д., определяется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).