Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУСУЛЬМА́НСКОЕ ДУХОВЕ́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 515-516

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Н. Фархшатов, В. О. Бобровников

МУСУЛЬМА́НСКОЕ ДУХОВЕ́НСТВО, ус­лов­ное по­ня­тие, под ко­то­рым в Рос­сии при­ня­то объ­е­ди­нять пред­ста­ви­те­лей му­сульм. ду­хов­ной эли­ты, про­фес­сио­наль­но за­ни­маю­щих­ся от­прав­ле­ни­ем ре­лиг. куль­та (мул­ла, му­эд­зин), ша­ри­ат­ско­го су­до­про­из­вод­ст­ва (ка­ди, муф­тий), раз­ра­бот­кой му­сульм. пра­ва (фа­ких) и бо­го­сло­вия (уле­мы), пре­по­да­ва­ни­ем ис­лам­ских дис­ци­п­лин в шко­лах при ме­че­тях (му­дар­рис), ру­ко­во­дством об­щи­на­ми ве­рую­щих (имам), а так­же дея­тель­но­стью су­фий­ских братств (шейх, ишан, дер­виш). В ис­ла­ме в прин­ци­пе от­сут­ст­ву­ет ин­сти­тут, ана­ло­гич­ный хри­сти­ан­ской Церк­ви, а так­же ду­хов­ное со­сло­вие. Лю­бой со­вер­шен­но­лет­ний му­суль­ма­нин, об­ла­даю­щий дос­та­точ­ны­ми ре­лиг. зна­ния­ми и ав­то­ри­те­том, с со­гла­сия ве­рую­щих мо­жет ру­ко­во­дить ре­лиг. жиз­нью му­сульм. об­щи­ны. Од­на­ко в ря­де му­сульм. ре­гио­нов, в т. ч. в Рос­сии, М. д. сло­жи­лось в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя.

В Рос. им­пе­рии ло­яль­ная го­су­дар­ст­ву часть М. д. бы­ла пре­вра­ще­на в ду­хов­ное со­сло­вие на гос. служ­бе. На­чи­ная с по­след­ней тре­ти 18 в. М. д. на­хо­ди­лось под кон­тро­лем МВД и гу­берн­ских вла­стей, с 19 в. его де­ла­ми за­ни­мал­ся Де­пар­та­мент ду­хов­ных дел ино­стран­ных ис­по­ве­да­ний. На М. д. вла­сти воз­ла­га­ли на­де­ж­ду на ока­за­ние по­мо­щи в ин­те­гра­ции му­суль­ман в рос. об­ще­ст­во. По­сле офиц. при­зна­ния ис­ла­ма в прав­ле­ние имп. Ека­те­ри­ны II М. д. бы­ло вклю­че­но в ие­рар­хию Орен­бург­ско­го ма­го­ме­тан­ско­го ду­хов­но­го со­б­ра­ния (ОМДС) – пер­во­го рос. муф­тия­та, соз­дан­но­го в 1788–89 в Уфе. Для вхо­ж­де­ния в чис­ло М. д. Рос. им­пе­рии ду­хов­ные ли­ца, из­би­рае­мые в ме­чет­ных об­щи­нах, эк­за­ме­но­ва­лись чи­нов­ни­ка­ми ОМДС на зна­ние осн. кру­га ис­лам­ских дис­ци­п­лин, в осо­бен­но­сти ша­риа­та и му­сульм. об­ряд­но­сти. Сдав­шие эк­за­ме­ны по­ли­ти­че­ски бла­го­на­дёж­ные ли­ца не мо­ло­же 22 лет по­лу­ча­ли гос. ли­цен­зию (указ) и по­это­му име­но­ва­лись «указ­ны­ми» мул­ла­ми и му­эд­зи­на­ми. В 19 в. для ор­га­ни­за­ции М. д. при­сое­ди­нён­ных к им­пе­рии ре­гио­нов со зна­чит. му­сульм. на­се­ле­ни­ем бы­ло соз­да­но 3 но­вых муф­тия­та: Тав­рич. ду­хов­ное прав­ле­ние (1831) и два за­кав­каз­ских ду­хов­ных прав­ле­ния шии­тов-има­ми­тов и сун­ни­тов (1872). М. д. час­ти Зап. Си­би­ри, Сев. Кав­ка­за, Степ­но­го края и Тур­ке­ста­на, а так­же на­хо­див­ших­ся под рос. про­тек­то­ра­том Бу­хар­ско­го эми­ра­та и Хи­вин­ско­го хан­ст­ва не по­лу­чи­ло гос. ре­ги­ст­ра­ции и офиц. ие­рар­хии. Дея­тель­ность М. д. ре­гу­ли­ро­ва­лась там пре­им. нор­ма­ми ша­риа­та и ме­ст­ных обы­ча­ев.

Дея­тель­ность и по­пол­не­ние М. д. в струк­ту­ре 4 ре­гио­наль­ных муф­тия­тов рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись рос. за­ко­но­да­тель­ст­вом (Ус­тав ду­хов­ных дел иностр. ис­по­ве­да­ний, в ре­дак­ци­ях 1857, 1896), учи­ты­вав­шим при этом отд. об­щие по­ло­же­ния ша­риа­та, а так­же ме­ст­ные му­сульм. обы­чаи. Со­став, пра­во­вое по­ло­же­ние и обя­зан­но­сти М. д. в раз­ных регио­нах Рос­сии раз­ли­ча­лись. М. д. раз­де­ля­лось на выс­шее и низ­шее («при­ход­ское» при ме­че­тях). Выс­шее М. д. (муф­тии, ши­ит­ский шей­ху-ль-ис­лам, ка­ди, ахун­ды) на­хо­ди­лось на гос. со­дер­жа­нии. По сво­ему ста­ту­су оно при­бли­жа­лось к при­ви­ле­ги­ро­ван­ным со­сло­ви­ям Рос. им­пе­рии – дво­рян­ст­ву и ду­хо­вен­ст­ву. Низ­шее М. д. су­ще­ст­во­ва­ло за счёт сбо­ров сво­его при­хо­да, в т. ч. от­чис­ле­ний от ре­лиг. и бла­го­тво­рит. вак­фов. В сво­ей дея­тель­но­сти мул­ла мог со­вме­щать обя­зан­но­сти ду­хов­но­го на­став­ни­ка об­щи­ны (има­ма-ха­ти­ба), су­дьи (ка­ди), но­та­риу­са, учи­те­ля (му­дар­ри­са или му­ал­ли­ма) и гос. слу­жа­ще­го, обя­зан­но­го сре­ди про­че­го вес­ти ста­ти­стич. учёт сво­его при­хо­да (с 1828). В Орен­бург­ском и Тав­рич. муф­тия­тах гла­ва ме­чет­ной об­щи­ны мог быть по­сле­до­ва­те­лем (мю­ри­дом) или ру­ко­во­ди­те­лем (шей­хом) от­ветв­ле­ния (вирд) то­го или ино­го су­фий­ско­го брат­ст­ва. Опа­са­ясь му­сульм. пов­стан­че­ст­ва (см. Мю­ри­дизм), вла­сти Кав­каз­ско­го на­ме­ст­ничест­ва ста­ра­лись не до­пус­кать ме­ст­ных су­фи­ев к за­ня­тию долж­но­стей му­сульм. ду­хо­вен­ст­ва.

Чис­лен­ность офиц. за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­но­го М. д. в Рос. им­пе­рии по­сто­ян­но рос­ла и в 1911 дос­тиг­ла 46492 чел. при 26969 ме­че­тях. В это чис­ло не вхо­ди­ло М. д. Бу­хар­ско­го эми­ра­та и Хи­вин­ско­го хан­ст­ва.

Ус­та­нов­ле­ние сов. вла­сти по­вы­си­ло со­ци­аль­ный и по­ли­тич. ста­тус М. д. на вост. ок­раи­нах стра­ны, где за не­ко­то­рым ис­клю­че­ни­ем (бас­ма­че­ст­во, дви­же­ние Н. Го­цин­ско­го) оно при­ня­ло сто­ро­ну боль­ше­ви­ков. Об­нов­ленч. кры­ло М. д. (см. Джа­ди­дизм) ока­за­ло го­су­дар­ст­ву по­мощь в про­ве­де­нии в 1920–30-е гг. куль­тур­ной ре­во­лю­ции: соз­да­нии об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы и прес­сы на язы­ках на­ро­дов СССР. В го­ды мас­со­вых по­ли­тич. ре­прес­сий боль­шин­ст­во мулл и му­эд­зи­нов бы­ли ли­ше­ны воз­мож­но­сти вес­ти бо­го­слу­же­ние, был ре­прес­си­ро­ван поч­ти весь ап­па­рат пра­во­пре­ем­ни­ка ОМДС – Центр. ду­хов­но­го управ­ле­ния му­суль­ман внутр. Рос­сии и Си­би­ри (ЦДУМ), соз­дан­но­го в 1917. Нор­ма­ли­за­ция гос.-кон­фес­сио­наль­ных от­но­ше­ний в СССР в го­ды Вел. Отеч. вой­ны по­зво­ли­ла вос­ста­но­вить офиц. М. д. на всей тер­ри­то­рии стра­ны. В 1943 в Таш­кен­те бы­ло уч­ре­жде­но Ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман Ср. Азии и Ка­зах­ста­на (САДУМ) с от­де­ле­ния­ми (ка­зия­та­ми) во всех со­юз­ных рес­пуб­ли­ках ре­гио­на. Ши­ит­ское и сун­нит­ское М. д. Азерб. ССР, Арм. ССР и Груз. ССР объ­е­ди­не­но в 1944 в Ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман За­кав­казья (ДУМЗ) с цен­тром в Ба­ку. В ию­не 1944 в г. Буй­накск (Даг. АССР, с 1975 в Ма­хач­ка­ле) бы­ло от­кры­то Ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман Сев. Кав­ка­за (ДУМСК). В юрис­дик­ции во­зоб­но­вив­ше­го свою ра­бо­ту в Уфе ЦДУМ вхо­ди­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ное М. д. Ев­роп. час­ти СССР и Си­би­ри. В окт. 1948 ЦДУМ пре­об­ра­зо­ван в Ду­хов­ное управ­ле­ние му­суль­ман Ев­роп. час­ти СССР и Си­би­ри (ДУМЕС). Для под­го­тов­ки кад­ров М. д. бы­ли от­кры­ты мед­ре­се Мири-Араб в Бу­ха­ре (1945) и Ба­рак-хана в Таш­кен­те (1956–1961); на ба­зе по­след­не­го в 1971 соз­дан Таш­кент­ский ис­лам­ский ин­сти­тут.

В 1929–91 ре­лиг. объ­е­ди­не­ния и М. д. при них под­ле­жа­ли обя­за­тель­ной ре­ги­ст­ра­ции. Дея­тель­ность М. д. ку­ри­ро­вал соз­дан­ный в 1943 Со­вет по де­лам ре­лиг. куль­тов, с 1965 – Со­вет по де­лам ре­ли­гий. Не­хват­ка офиц. от­кры­тых ме­че­тей и за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных при них мулл вы­зва­ла рост не­за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных, «бро­дя­чих» мулл. Офиц. М. д. вы­би­ра­ло наи­ме­нее дос­туп­ные гос. кон­тро­лю фор­мы дея­тель­но­сти: сбор по­жерт­во­ва­ний на свя­тых мес­тах, уча­стие в дея­тель­но­сти су­фий­ских групп и круж­ков по изу­че­нию ос­нов ис­ла­ма. Со­глас­но офиц. дан­ным, в 1982 сре­ди М. д. бы­ло ок. 1000 мулл при 374 ре­лиг. объ­е­ди­не­ни­ях. Чис­ло не­за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­но­го М. д. оце­ни­ва­лось бо­лее чем в 10 тыс. «бро­дя­чих» мулл. По­сколь­ку в сов. вре­мя боль­шин­ст­во му­сульм. ин­сти­ту­тов дей­ст­во­ва­ло не­ле­галь­но, точ­ной ста­ти­сти­ки М. д. при них не ве­лось.

По­сле рас­па­да СССР (1991) на­блю­да­ет­ся рост чис­лен­но­сти М. д. С кон. 1990-х гг. Пра­ви­тель­ст­во РФ про­во­дит по­ли­ти­ку под­держ­ки М. д. пост­со­вет­ских муф­тия­тов в про­ти­во­вес за­ру­беж­ным мис­сио­нер­ским ор­га­ни­за­ци­ям и ра­ди­каль­ным те­че­ни­ям в пост­со­вет­ском ис­ла­ме (см. Вах­ха­би­ты). Пра­во­вое по­ло­же­ние ре­лиг. ор­га­ни­за­ций в РФ, в т. ч. М. д., оп­ре­де­ля­ет­ся Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О сво­бо­де со­вес­ти и о ре­ли­ги­оз­ных объ­е­ди­не­ни­ях» (1997).

Лит.: Bennigsen A., Lemercier-Quel­quejay Ch. Islam in the Soviet Union. L., 1967; Ис­лам в Рос­сий­ской им­пе­рии: (за­ко­но­да­тель­ные ак­ты, опи­са­ния, ста­ти­сти­ка) / Сост. Д. Ю. Ара­пов. М., 2001; Ис­лам на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве: взгляд из­нут­ри / Под ред. А. В. Ма­лашен­ко, М. Б. Ол­котт. М., 2001; Ба­тун­ский М. А. Рос­сия и ис­лам. М., 2003. Т. 1–3; Сбор­ник Рус­ско­го ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ст­ва. М., 2003. Т. 7: Рос­сия и му­суль­ман­ский мир; Ара­пов Д. Ю. Сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ис­ла­ма в Рос­сий­ской им­пе­рии (по­след­няя треть XVIII – на­ча­ло ХХ вв.). М., 2004; Bobrovnikov V. Islam in the Rus­sian Em­pire // The Cambridge history of Rus­sia. Camb., 2006. Vol. 2: Imperial Russia, 1689–1917; Crews R. D. For prophet and tsar. Islam and empire in Russia and Central Asia. Camb. (Mass.); L., 2006; Ис­лам на тер­ри­то­рии быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь / Ред. С. М. Про­зо­ров. М., 2006. Т. 1; Ис­лам и со­вет­ское го­су­дар­ст­во: сбор­ник до­ку­мен­тов / Сост. Д. Ю. Ара­пов. М., 2010–2011. Вып. 1–3.

Вернуться к началу