ВАХХАБИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАХХАБИ́ТЫ, разнородные религ.-политич. движения суннитов, выступающие под общим лозунгом очищения ислама от недозволенных новшеств (бида). Впервые появились в 18 в. в Аравии, затем в 1820-х гг. – в Индии, в кон. 20 – нач. 21 вв. – в Ср. Азии, Поволжье и на Кавказе. Понятие «В.» введено их противниками и имеет уничижительный оттенок. Самоназвания В. различны: салафиты (от араб. «почитающие праведных предков»), «единобожники» (муваххидун), «братья», «община истинных мусульман». Эпонимом всех течений В. считается Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, проповедовавший строгое единобожие (таухид) и возврат к первоначальному исламу, отрицание культа святых и суфизма. В догматике и праве В. доводят до крайности взгляды ханбалитов и Ибн Таймийи. Важное место в их учении отводится джихаду. Обществ.-политич. идеалы В. подразумевают единство и братство всех мусульман, осуждение роскоши и стяжательства.
Ранние В. отличались религ. нетерпимостью. В борьбе с «идолопоклонством» они разрушили мн. святые места и могилы мусульман Хиджаза. В вооруж. борьбе со своими противниками В. объединили Аравию, сыграв важную роль в становлении гос-ва Саудидов до нач. 1930-х гг., когда было создано королевство Саудовская Аравия, офиц. идеологией которого до кон. 20 в. считалось учение ваххабитов.
Появление В. в Индии связано с деятельностью Сайида Ахмада Барелви, не связанного с последователями Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в Аравии, но развивавшего близкие к его учению идеи: возврат к чистоте первоначального ислама, превращение Индии в область ислама (дар аль-ислам), вооруж. борьбу (джихад) с неверными, создание исламского государства, социальное равенство мусульман. Создав опорную базу в горах на границе Брит. Индии и Афганистана, В. периодически вторгались оттуда в брит. владения, получая подкрепление и деньги от подпольной орг-ции «Джамиат-и муджахидин», имевшей широкую сеть ячеек в Бихаре и Бенгалии. Отд. отряды В. участвовали в Сипайском восстании (см. Индийское народное восстание 1857–59). В 1860–70-х гг. подпольная организация В. была разгромлена, после чего партизанская война ослабела. Однако идейные последователи Барелви сохранились в Индии, Пакистане и Афганистане.
В СССР В. появились под влиянием Исламской революции в Иране 1979 и войны в Афганистане (1979–89). В странах СНГ их поддерживали междунар. исламские организации. Совр. В. распадаются на множество группировок, от умеренных до экстремистских. Участие групп В. в преступных боевых действиях в Чечне и за её пределами способствовало радикализации движения. К В. примкнули Шамиль Басаев, аль-Хаттаб и др. экстремистские полевые командиры. В Ср. Азии и Казахстане к В. относят последователей Хизб ат-Тахрир.
У совр. В. нет общей богословско-правовой доктрины. Не связанные со своими предшественниками в Индии и Аравии, они разделяют взгляды ранних В. Источниками вероучения В. признают Коран и Сунну, отказываясь следовать традиц. религ.-правовым школам (мазхаб) суннитского ислама. Особую роль в учении В. играет «малый джихад», борьба за веру с оружием в руках, которую необходимо вести не только против неверующих и неверных (мушрикун), но и против поддерживающих их мусульман.
Организация ваххабитского движения проста. Во главе общины (джамаат) стоит избранный амир, руководящий её религиозной, общественной, а при необходимости и воен. жизнью. По возможности у общины имеется мечеть или молельный дом, школа (медресе) и шариатский суд. Джамааты не связаны друг с другом. Легальных политич. объединений В. нет. Их политич. партии, от созданной в 1990 в Астрахани Исламской партии возрождения до Исламского джамаата Дагестана, распались. В России движение В. запрещено с 1999. Вне закона В. объявлены и в большинстве стран СНГ.