ИБН ТАЙМИ́ЙЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИБН ТАЙМИ́ЙЯ Таки ад-Дин (22.1.1263, Харран, Сирия – 26.9.1328, Дамаск, там же), араб. богослов, правовед и суфий, представитель традиционалистского толка исламской религиозно-правовой мысли – ханбализма. С 1269 в связи с приближением монголов его семья переехала в Дамаск, где И. Т. получил религ. образование и занялся преподаванием. Его отец Абд аль-Халим возглавлял дамасское медресе Суккарийя, после его смерти в 1284 перешедшее к И. Т. С 1285 И. Т. также учил в Омейядов мечети, а с 1296 – в медресе Ханбалийя. В 1306–12 жил в Египте, за полемику с местными богословами неоднократно подвергался тюремному заключению. После возвращения в Дамаск в 1326 он в очередной раз был заключён в тюрьму, где и умер.
Следуя традиционалистской установке ханбалитов, И. Т. полагал источниками религ. истины Коран и Сунну, определяющие истинное вероучение ислама, выраженное в единогласном мнении сподвижников пророка Мухаммеда, непогрешимом и непререкаемом (см. Иджма). Более поздние учения И. Т. порицал как недопустимые новшества (бида). Подвергал критике разл. политико-религ. течения и расколы в исламе (включая хариджитов и шиизм); вост. перипатетизм (в своих трактатах «Опровержение логиков» – «Ар-Радд аля-ль-мантыкыйин» и «Согласие достоверно переданного с явно разумным» – «Муавакат сахих аль-манкуль ли-сарих аль-макуль»); филос. теологию калама как у мутазилитов, так и в ашаризме; пантеистическое направление в суфизме и современную ему суфийскую практику, прежде всего культ святых и чудотворство (в соч. «Сущность учения сторонников единения [Бога с миром]» – «Хакыкат мазхаб аль-иттихадийин» и «Различие между приближёнными Бога и приближёнными Сатаны» – «Аль-Фуркан байн аулийа ар-Рахман ва аулийа аш-Шайтан»).
И. Т. понимал Бога только согласно букве Корана и Сунны. Его отказ от символико-аллегорич. толкования антропоморфных описаний Бога, встречающихся в священных текстах, давал основание для обвинения его в антропоморфизме, а некоторые свидетельства прямо приписывают ему буквальное понимание таких описаний. Вразрез с господствовавшей в мусульм. богословии доктриной И. Т. допускал бесконечную в прошлом цепь созданий Божьих, отрицал творение мира «из ничего», учил о конечности наказания грешников в аду. Многие последователи И. Т. не разделяли таких взглядов.
Политич. концепция И. Т., изложенная гл. обр. в соч. «Религиозное управление» («Ас-Сияса аш-шаръыя»), подчёркивала нерасторжимое единство государства и религии: без могущественной власти религия оказывается в опасности, без религ. закона власть превращается в тиранию. Но в отличие от традиц. суннитской доктрины государства И. Т. не отстаивал необходимость института халифата; признавал существование одновременно более одного халифа, рассматривая мусульм. общину (умма) как естественную конфедерацию мн. государств; отрицал обязательность принадлежности главы государства к роду пророка Мухаммеда – курейшитам. В вопросе об иерархии достоинств четырёх «праведных халифов» (обычно выстраиваемой сообразно хронологич. последовательности их правлений) И. Т. придерживался традиц. мнения о превосходстве Абу Бекра и Омара ибн аль-Хаттаба.
Идеи И. Т. развивал его ученик Ибн аль-Кайим (ум. 1350). В 18 в. они были возрождены в учении ваххабитов.