Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУТАЗИЛИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 518

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Ибрагим

МУТАЗИЛИ́ТЫ (араб. «аль-му­та­зи­ла» – обо­со­бив­шие­ся), в ис­ла­ме ис­то­ри­че­ски пер­вая круп­ная шко­ла ка­ла­ма, су­ще­ст­во­вав­шая в 8–13 вв. По пре­да­нию, на­зва­ние шко­лы про­ис­хо­дит от то­го, что её ос­но­ва­те­ли Ва­сил ибн Ата и Амр ибн Убайд (ум. ок. 761) обо­со­би­лись от круж­ка Ха­са­на аль-Бас­ри.

Всем на­прав­ле­ни­ям М. при­су­щи 5 ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов (усуль), по пер­вым двум из них М. на­зы­ва­ли так­же «по­бор­ни­ка­ми спра­вед­ли­во­сти и еди­нобо­жия». 1) Бо­же­ст­вен­ная спра­вед­ли­вость (адль), пред­по­ла­гаю­щая сво­бо­ду во­ли че­ло­ве­ка и спо­соб­ность Бо­га тво­рить толь­ко наи­луч­шее, не­до­пус­ти­мость на­ру­ше­ния Бо­гом ус­та­нов­лен­но­го Им по­ряд­ка. 2) Един­ст­во Бо­жие (стро­гий мо­но­те­изм, тау­хид), ис­клю­чаю­щее ан­тро­по­мор­физм Бо­га и из­веч­ность бо­же­ст­вен­ных ат­ри­бу­тов, от­лич­ных от Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти. Ат­ри­бу­ты дей­ст­вия – во­лю, слух, речь – М. счи­та­ли со­тво­рён­ны­ми. От­сю­да сле­ду­ет важ­ный те­зис их уче­ния о со­тво­рён­но­сти Ко­ра­на. 3) Обя­зан­ность Бо­га ис­пол­нить обе­ща­ние рая по­кор­ным и ада не­по­кор­ным (аль-вад ва-ль-ва­ид). Ни хо­да­тай­ст­во Про­ро­ка, ни да­же ми­ло­сер­дие Ал­ла­ха не в со­стоя­нии из­ме­нить ха­рак­тер воз­дая­ния за со­вер­шён­ные че­ло­ве­ком про­ступ­ки. 4) Му­суль­ма­нин, со­вер­шив­ший тяж­кий грех (ка­би­ра), вы­хо­дит из чис­ла ве­рую­щих и на­хо­дит­ся в про­ме­жу­точ­ном со­стоя­нии (аль-ман­зи­ла бай­на-ль-ман­зи­ла­тайн) ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми и не­верую­щи­ми. Греш­ник, не ус­пев­ший по­ка­ять­ся до смер­ти, об­ре­чён на веч­ные ад­ские му­ки вме­сте с не­ве­рую­щи­ми, но на­ка­за­ние его бу­дет мяг­че, чем у по­след­них. Это по­ло­же­ние по­слу­жи­ло при­чи­ной от­хо­да пер­вых М. от круж­ка аль-Ха­са­на аль-Бас­ри. 5) По­ве­ле­ние бла­го­го и за­пре­ще­ние дур­но­го (аль-амр би-ль-ма­руф ва-н-на­хи ан аль-мун­кар), обя­зы­ваю­щее му­суль­ман все­ми сред­ст­ва­ми (не ис­клю­чая на­силь­ст­вен­ные) спо­соб­ст­во­вать тор­же­ст­ву до­б­ра и бо­роть­ся с гос­под­ством зла, ко­то­рое М. обыч­но свя­зы­ва­ли с борь­бой со свои­ми по­ли­тич. про­тив­ни­ка­ми в Ха­ли­фа­те. Это по­ло­же­ние об­щее для М., ха­рид­жи­тов и шии­тов.

Гно­сео­ло­гия М. оп­ре­де­ля­ет­ся те­зи­сом о пре­вос­ход­ст­ве ра­зу­ма над ве­рой, от­ри­ца­ни­ем сле­по­го сле­до­ва­ния ав­то­ри­те­там (так­лид). При­род­ный мир ос­мыс­ли­вал­ся М. в ка­те­го­ри­ях суб­стан­ции (джау­хар) и ак­ци­ден­ции (арад), со­от­вет­ст­вую­щих по­ня­ти­ям те­ла (атом) и его ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ным ха­рак­те­ри­сти­кам. М. вве­ли в ара­бо-му­сульм. фи­ло­со­фию раз­ли­че­ние сущ­но­сти и су­ще­ст­во­ва­ния, впо­след­ст­вии вос­при­ня­тое ара­боя­зыч­ны­ми ари­сто­те­ли­ка­ми, а че­рез них и фи­ло­со­фа­ми ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья.

В об­лас­ти по­ли­ти­ки М. при­зна­ва­ли свет­ский ха­рак­тер вла­сти ха­ли­фа (има­ма). Ран­ние М. счи­та­ли, что он не­обя­за­тель­но дол­жен быть из пле­ме­ни Про­ро­ка (ку­рей­ши­ты), но не­ко­то­рые позд­ние М. по­ла­га­ли, что не­ку­рей­шит не мо­жет стать има­мом, ес­ли есть дос­той­ный это­го зва­ния ку­рей­шит. Вме­сте с ха­рид­жи­та­ми М. счи­та­ли спра­вед­ли­вость не­обхо­ди­мым ка­че­ст­вом има­ма.

Идео­ло­ги­че­ски свя­зан­ные с про­све­щён­ны­ми кру­га­ми сред­них сло­ёв гор. на­се­ле­ния, М. вы­сту­па­ли в ка­че­ст­ве од­ной из оп­по­зи­ци­он­ных Омей­я­дам ре­лиг.-по­ли­тич. пар­тий. Сим­па­тии к шии­там во мно­гом обу­сло­ви­ли их от­ри­цат. от­но­ше­ние к Аб­ба­си­дам. М. под­дер­жива­ли ши­ит­ско­го пре­тен­ден­та на ха­ли­фат­ский пре­стол ан-На­фса аз-За­кию и уча­ст­во­ва­ли в вос­ста­нии 762 про­тив аб­ба­сид­ско­го ха­ли­фа Ман­су­ра (754–775). При Ха­ру­не ар-Ра­ши­де, осо­бен­но в го­ды воз­вы­ше­ния бар­ма­кид­ских ви­зи­рей, позд­нее (813–847) при Ма­му­не и двух его бли­жай­ших пре­ем­ни­ках Му­та­си­ме и Ва­си­ке М. поль­зо­ва­лись наи­боль­шим влия­ни­ем. Не­ко­то­рые из них за­ни­ма­ли ру­ко­во­дя­щие по­сты в Ха­ли­фа­те. Их дея­тель­ность, как и др. мыс­ли­те­лей-ра­цио­на­ли­стов, по­ощ­ря­лась го­су­дар­ст­вом. Об­щий для М. и джах­ми­тов те­зис о со­тво­рён­но­сти Ко­ра­на в те­че­ние не­кото­ро­го вре­ме­ни рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве кри­те­рия ло­яль­но­сти бо­го­сло­вов к су­ще­ст­вую­ще­му ре­жи­му. Од­на­ко при ха­ли­фе Му­та­вак­ки­ле (847–861) М. под­верг­лись го­не­ни­ям и их идео­ло­гич. по­зи­ции, осо­бен­но в сто­ли­це, бы­ли за­метно по­дор­ва­ны, хо­тя они со­хра­ня­ли оп­ре­де­лён­ное влия­ние за пре­де­ла­ми Ира­ка. Вновь на по­ли­тич. сце­не М. поя­ви­лись в прав­ле­ние Буи­дов, при ко­то­рых про­цве­та­ла му­та­зи­лит­ская шко­ла Абд аль-Джаб­ба­ра. Их идеи на­шли от­ра­же­ние во взгля­дах зей­ди­тов и в мень­шей сте­пе­ни шии­тов-има­ми­тов. На 12–13 вв. при­хо­дит­ся рас­цвет му­та­зи­лиз­ма в Хо­рез­ме, од­на­ко его влия­ние в Ира­не и др. вост. ре­гио­нах му­сульм. ми­ра пре­кра­ти­лось по­сле монг. за­вое­ва­ния.

Сре­ди М. су­ще­ст­во­ва­ло мно­же­ст­во со­пер­ни­чаю­щих групп, свя­зан­ных с име­на­ми отд. мыс­ли­те­лей. Гл. шко­лы 9–10 вв. – бас­рий­ская и ба­гдад­ская. Вид­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми пер­вой шко­лы бы­ли Му­ам­мар ибн Аб­бад (ум. 830), Абу-ль-Ху­зайл аль-Ал­лаф, ан-Наз­зам (ум. 835/836 или 845), аль-Джа­хиз (ум. 868/869), Абу Али аль-Джуб­баи (ум. 915) и его сын Абу Ха­шим (ум. 933). Близ­кие к бас­ритам взгля­ды раз­де­лял Абд аль-Джаб­бар и его по­сле­до­ва­те­ли. К ос­но­ван­ной Биш­ром ибн аль-Му­та­ми­ром ба­гдад­ской шко­ле, от­ли­чав­шей­ся про­алид­ски­ми сим­па­тия­ми и мень­шим эли­та­риз­мом, при­над­ле­жа­ли Су­ма­ма ибн аль-Аш­рас (ум. ок. 828), аль-Мур­дар (ум. 840), Ах­мад ибн Аби Ду­ад (ум. 854), аль-Хай­ят (9 в.) и аль-Ка­би (ум. ме­ж­ду 929–931).

В Но­вое и Но­вей­шее вре­мя му­та­зи­лизм вдох­нов­лял му­сульм. мыс­ли­те­лей-ра­цио­на­ли­стов.

Лит.: Жу­зе П. К. Му­та­зи­ли­ты. Дог­ма­ти­ко-ис­то­ри­че­ское ис­сле­до­ва­ние в об­лас­ти ис­ла­ма. Ка­зань, 1899; Nader A. N. Le système phi­lo­so­phique des mu‘tazila. Beirut, 1956; Watt W. M. The formative period of Islamic thought. Oxf., 1998.

Вернуться к началу