ДЖИХА́Д
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖИХА́Д (от араб. «усилие»), в исламской догматике – борьба за веру; значение менялось с развитием мусульм. общества. Коран содержит противоречивые указания о Д., отражающие политич. тактику мусульм. общины, менявшуюся в разные периоды деятельности Мухаммеда в Мекке и Медине: избегать открытого вооруж. столкновения с немусульманами, склоняя их к исламу «мудростью и хорошим увещеванием»; вести оборонит. войну с врагами ислама; нападать на неверных, но не во время священных месяцев мусульм. календаря; воевать с ними всегда и везде.
Позднее значение Д. было дифференцировано в мусульманском праве. «Великим Д.» признано духовное самосовершенствование мусульманина, «малым Д.» – война с неверными в защиту и за распространение ислама. Мусульм. правоведы разработали более дробную градацию: внутр. «Д. сердца» с дурными наклонностями; «Д. языка», или обществ. запрет порицаемых и поощрение одобряемых по шариату действий; «Д. руки» в карательной деятельности мусульм. государства против преступников и нарушителей исламской нравственности; «Д. меча» как вооруж. борьбу с неверными, в которой павшим мусульманам уготовано вечное блаженство в раю (см. Шахид). Суфизм дал Д. мистич. духовное истолкование.
Обязательность вооруж. Д. оспаривалась уже в раннем исламе. Суфьян ас-Саури (715–777 или 778) рекомендовал его лишь в случае нападения внешнего врага. В Новое время эту точку зрения приняли бабиды и ахмадие. Классич. мусульм. право освобождало от участия в Д. несовершеннолетних, женщин, больных и немощных, умалишённых, слуг, неимущих, неспособных приобрести военного снаряжения, должников, не получивших разрешения от кредиторов, и лучших мусульм. учёных. Объектами вооруж. Д. служили внутренние и внешние враги мусульм. сообщества, вероотступники, немусульмане, отказывавшиеся платить джизию, притеснители и разбойники. Во время Д. было запрещено убивать несовершеннолетних и женщин, а также противников, не сражавшихся против мусульман. Взрослых мужчин, взятых в плен, по шариату можно казнить, освободить за выкуп или продать в рабство, но нельзя подвергать мучениям. По вопросу об уничтожении имущества противника в Д. между мусульм. правоведами нет единства.
Выросшая из доисламского обычая набегов бедуинских племён (см. Газават), практика Д. в средние века освящала территориальную экспансию мусульм. государств, а с эпохи колониальных завоеваний на мусульм. Востоке в Новое и Новейшее время стала пониматься как оборонит. действие. Д. не раз служил лозунгом антиколониального сопротивления. Идеи Д. широко используют радикальные и террористич. исламские организации.