ГАЗА́ЛИ АБУ ХАМИД МУХАММЕД АЛЬ-ГАЗАЛИ ИЛИ АЛЬ-ГАЗЗАЛИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЗА́ЛИ, Абу Хамид Мухаммед аль-Газали или аль-Газзали [1058, г. Тус, Хорасан (Иран) – 19.12.1111, там же], мусульм. богослов, философ, мистик и правовед. Рано осиротев, воспитывался с братом Ахмадом среди суфиев, к которым принадлежал его опекун. Учился в Тусе, затем у ашарита аль-Джувайни (ум. 1085) в Джурджане и в Нишапуре у приобщившего Г. к суфизму аль-Фармади (ум. 1085). В 1091 назначен сельджукским везиром Низам аль-Мульком преподавать право шафиитского толка в багдадском медресе Низамия, где лекции Г. пользовались большим успехом. В написанном тогда соч. «Цели философов» («Макасыд аль-фалясифа») дано систематич. изложение мусульм. аристотелизма (логики, физики, метафизики), критике которого посвящено законченное к нач. 1095 «Опровержение философов» («Тахафут аль-фалясифа»). В 1095 пережил духовный кризис и отошёл от преподавания и обществ. жизни. Передав кафедру в Низамии брату Ахмаду, Г. покинул Багдад под предлогом совершения хаджа. Как странствующий суфий посетил Дамаск, Иерусалим, Мекку, Медину. В 1097 Г. вернулся в Тус и до 1106 жил затворником в основанной им суфийской обители. В этот период написан его гл. труд – «Воскрешение наук о вере» («Ихья улюм ад-дин»). В 1106–10 по настоянию сына Низам аль-Мулька – Фахр аль-Мулька – преподавал право в медресе Низамия в Нишапуре. Незадолго до кончины вернулся в Тус.
Г. знаменит критич. разбором мусульм. аристотелизма и богословским обоснованием суфийского мистицизма. Его творчество многогранно и противоречиво. Ему приписывают более 400 сочинений, но авторство многих сомнительно. Трудность определения взглядов Г. отчасти обусловлена тем, что в свои сокровенные мысли он посвящал лишь избранных. В автобиографич. соч. «Избавляющий от заблуждения» Г. описал пройденный им духовный путь от слепой веры к каламу, от него – к аристотелизму (фальсафе), затем к исмаилизму; после долгих исканий он остановил выбор на суфизме. В каламе Г. придерживался ашаризма, сторонясь как буквального прочтения Корана, так и рационалистич. экзегетики мутазилитов.
Философов Г. разделял на атеистов, натуралистов и метафизиков. К первым он относил древнейших мыслителей, утверждавших извечность мира и не признававших существования всемогущего Творца. Натуралисты признавали Бога, но все явления природы и человеческого сознания объясняли естеств. причинами, отрицая потустороннюю жизнь и эсхатологич. реалии. В число метафизиков (иляхиюн) Г. включал Сократа, Платона, Аристотеля и мусульм. аристотеликов аль-Фараби и Ибн Сину. Разочаровавшись в фальсафе, Г. обратился к эзотерич. учению исмаилитов о постижении истины под руководством непогрешимого наставника-имама, вдохновлённого свыше и призванного раскрыть людям внутренний (батын) смысл священных текстов, но не стал его приверженцем. Обстоятельной критике исмаилизма Г. посвятил трактат «аль-Мустазхири», законченный в 1095 по просьбе аббасидского халифа аль-Мустазхира и названый его именем.
«Воскрешение наук о вере» – своеобразная суфийская энциклопедия исламского образа жизни. В ней 4 части: о культовой практике (ибадат), обществ. отношениях и обычаях (адат), пороках и пагубных чертах человеческого характера (мухликат), спасительных добродетелях (мунджият). В первой части содержится краткий компендий исламского богословия, во второй – обосновывается законность с точки зрения шариата коллективных суфийских радений (сама), а в последней части подробно рассказывается о «стоянках» (макамах) на пути мистика. В «Нише светов» («Мишкат аль-анвар»), написанной в последние годы жизни, Г. разработал суфийскую версию метафизики света. Отталкиваясь от понимания Бога как «света небес и земли» (Коран, 24:35), он представляет вселенную в виде световой иерархии, основанием которой служат материальные «тёмные» сущности, а вершиной – Чистый Свет, или Бог.
Много лет Г. посвятил изучению и пропаганде права шафиитского толка, его теории и методологии (усуль аль-фикх), изложенной в соч. «Избранное» («аль-Мустасфа»). Как шафиит Г. признавал первенство среди источников права Корана, сунны и консенсуса (иджма). Принимая заключение по аналогии (кыяс), он критиковал ханафитов и маликитов, допускавших исправление выводов по аналогии во имя целесообразности и общего блага. Традиц. методологию фикха Г. дополнял аристотелевской логикой, считая её преддверием всех наук и условием достоверного знания.
Г. оказал громадное влияние на развитие мусульм. мысли, где за ним утвердилось поч. прозвище «довод ислама» (худжжат аль-ислам). Его соч. «Цели философов» уже в сер. 12 в. было переведено на латынь и др. языки, став в ср.-век. Европе популярным пособием по аристотелевской философии, к последователям которой причисляли самого Г. (на рубеже 15–16 вв. выдержки из этого сочинения в переводе с древнееврейского на русский появились и на Руси).