МЕТАФИ́ЗИКА СВЕ́ТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕТАФИ́ЗИКА СВЕ́ТА, характерный для позднеантичной и ср.-век. философии комплекс представлений о свете: в онтологич. плане – как о субстанции всего сущего; в гносеологич. плане – как о принципе познания; в эстетич. плане – как о сущности прекрасного. Имеет как библейские, так и платонические и особенно неоплатонич. истоки. В Ветхом Завете сотворение света (Быт. 1:3) предшествует всем другим творч. актам Бога; в Новом Завете говорится не только о «неприступном свете» как месте «обитания» Бога (1 Тим. 6:16), но и о том, что сам Бог «есть свет» (1 Ин. 1:5). Библейская линия продолжена в традиции христианской мистики, особенно православной, учившей о «невещественном», но совершенно конкретном свете, в явлении которого снимается различие чувственного и нечувственного (Симеон Новый Богослов, исихазм), а также в исламе (24-я сура Корана); наличествующий в некоторых новозаветных текстах дуализм света и мрака абсолютизирован в гностицизме, манихействе и некоторых ересях христианства и ислама как противоположность двух первосубстанций. Согласно Платону, Солнце есть аналог идеи блага («Государство» VI 508 b–е), которое есть духовный свет (VII 540 а). Учение неоплатоников об эманации поставило сверхчувственный свет Единого и чувственный свет как его проявление во тьме материи в отношение иерархии; в христианском богословии этот мотив разрабатывался в корпусе сочинений Дионисия Ареопагита. Др. важнейшим представителем М. с. в патристике был Августин. Под его влиянием складывается доктрина англ. схоласта 13 в. Роберта Гроссетеста, согласно которой свет есть тончайшая, но материальная субстанция, лежащая в основе всех вещей, ибо она одна из всего материального обладает способностью к самопроизвольному возрастанию, неограниченно расширяясь в пространстве. Под влиянием Гроссетеста развивали М. с. Р. Бэкон и др. схоласты, в т. ч. Альберт Великий и Бонавентура, настаивавшие, однако, на нематериальном характере света. Отражение М. с. ощутимо во всей культуре Средневековья (трактовка света в визант. мозаиках, рус. иконах и зап.-европ. витражах, поэзия света в «Рае» Данте и т. п.). Её отголоски встречаются в пантеистич. мотивах Я. Бёме и в натурфилософии Ф. В. Шеллинга.