Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕТАФИ́ЗИКА СВЕ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 115

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Аверинцев

МЕТАФИ́ЗИКА СВЕ́ТА, ха­рак­тер­ный для позд­не­ан­тич­ной и ср.-век. фи­ло­со­фии ком­плекс пред­став­ле­ний о све­те: в он­то­ло­гич. пла­не – как о суб­стан­ции все­го су­ще­го; в гно­сео­ло­гич. пла­не – как о прин­ци­пе по­знания; в эс­те­тич. пла­не – как о сущ­но­сти пре­крас­но­го. Име­ет как биб­лей­ские, так и пла­то­ни­че­ские и осо­бен­но не­оп­ла­то­нич. ис­то­ки. В Вет­хом За­ве­те со­тво­ре­ние све­та (Быт. 1:3) пред­ше­ст­ву­ет всем дру­гим творч. ак­там Бо­га; в Но­вом За­ве­те го­во­рит­ся не толь­ко о «не­при­ступ­ном све­те» как мес­те «оби­та­ния» Бо­га (1 Тим. 6:16), но и о том, что сам Бог «есть свет» (1 Ин. 1:5). Биб­лей­ская ли­ния про­дол­же­на в тра­диции христианской мис­ти­ки, осо­бен­но пра­во­слав­ной, учив­шей о «не­ве­ще­ст­вен­ном», но со­вер­шен­но кон­крет­ном све­те, в яв­ле­нии ко­то­ро­го сни­ма­ет­ся раз­ли­чие чув­ст­вен­но­го и не­чув­ст­вен­но­го (Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, иси­хазм), а так­же в ис­ла­ме (24-я су­ра Ко­ра­на); на­ли­че­ст­вую­щий в не­ко­то­рых но­во­за­вет­ных тек­стах дуа­лизм све­та и мра­ка аб­со­лю­ти­зи­ро­ван в гно­сти­циз­ме, ма­ни­хей­ст­ве и не­ко­то­рых ере­сях хри­сти­ан­ст­ва и ис­ла­ма как про­ти­во­по­лож­ность двух пер­во­суб­стан­ций. Со­глас­но Пла­то­ну, Солн­це есть ана­лог идеи бла­га («Го­су­дар­ст­во» VI 508 b–е), ко­то­рое есть ду­хов­ный свет (VII 540 а). Уче­ние не­оп­ла­то­ни­ков об эма­на­ции по­ста­ви­ло сверх­чув­ст­вен­ный свет Еди­но­го и чув­ст­вен­ный свет как его про­яв­ле­ние во тьме ма­те­рии в от­но­ше­ние ие­рар­хии; в хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии этот мо­тив раз­ра­ба­ты­вал­ся в кор­пу­се со­чи­не­ний Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та. Др. важ­ней­шим пред­ста­ви­те­лем М. с. в пат­ри­сти­ке был Ав­гу­стин. Под его влия­ни­ем скла­ды­ва­ет­ся док­три­на англ. схо­ла­ста 13 в. Ро­бер­та Грос­се­те­ста, со­глас­но ко­то­рой свет есть тон­чай­шая, но ма­те­ри­аль­ная суб­стан­ция, ле­жа­щая в ос­но­ве всех ве­щей, ибо она од­на из все­го ма­те­ри­аль­но­го об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к са­мо­про­из­воль­но­му воз­рас­та­нию, не­ог­ра­ни­чен­но рас­ши­ря­ясь в про­стран­ст­ве. Под влия­ни­ем Грос­се­те­ста раз­ви­ва­ли М. с. Р. Бэ­кон и др. схо­ла­сты, в т. ч. Аль­берт Ве­ли­кий и Бо­на­вен­ту­ра, на­стаи­вав­шие, од­на­ко, на не­ма­те­ри­аль­ном ха­рак­те­ре све­та. От­ра­же­ние М. с. ощу­ти­мо во всей куль­ту­ре Сред­не­ве­ко­вья (трак­тов­ка све­та в ви­зант. мо­заи­ках, рус. ико­нах и зап.-ев­роп. вит­ра­жах, по­эзия све­та в «Рае» Дан­те и т. п.). Её от­го­ло­ски встре­ча­ют­ся в пан­теи­стич. мо­ти­вах Я. Бё­ме и в на­тур­фи­ло­со­фии Ф. В. Шел­лин­га.

Лит.: Beierwaltes W. Lux intelligibilis: Un­ter­suchungen zur Lichtmetaphysik der Griechen. Münch., 1957; La theme de la lumière dans le judaїsme, le christianisme et l’islam. P., 1976; Hedwig K. Sphaera Lucis: Studien zur In­tel­li­gibilität des Seienden im Kontext der mittel­alterlichen Lichtspekulation. Münster, 1980.

Вернуться к началу