СИМЕО́Н НО́ВЫЙ БОГОСЛО́В
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИМЕО́Н НО́ВЫЙ БОГОСЛО́В (Συμεὼν ὁ Nέος Θεολόγος) (между 949 и 956, Галатия, ныне в Турции – 12.3.1022, по др. сведениям, 1037/38, Хрисополь, ныне Ускюдар, район Стамбула), визант. мистик, богослов, святой.
Согласно Житию, составленному прп. Никитой Стифатом, С. Н. Б. родился в семье аристократов. С 11 лет жил в Константинополе с дядей, занимавшим видный пост при имп. дворе. Получил хорошее образование, был возведён в ранг спафарокубикулария (служителя при опочивальне императора) и стал членом синклита (гос. совета). В 27 лет под влиянием мистич. видений Божественного света и духовных советов прп. Симеона Студита стал послушником в Студийском монастыре. Перешёл в мон. Св. Маманта в Константинополе, принял монашество, в 980/988 был рукоположен в священный сан и назначен игуменом монастыря. В 1005/13 передал полномочия игумена ученику Арсению. В 1009/20 из-за конфликта с быв. митр. Никомидийским Стефаном изгнан из мон. Св. Маманта, основал монастырь близ Хрисополя, где и умер (вскоре после изгнания был оправдан, но от предложения вернуться в прежнюю обитель отказался).
С. Н. Б. один из 3 писателей (наряду с ап. Иоанном Богословом и свт. Григорием Богословом), которым Церковь присвоила имя Богослов. Его лит. наследие включает 3 Богословских слова (гл. тема – единство Св. Троицы), 15 Нравственных слов (разной тематики), 34 Огласительных слова (поучения для монахов), 2 Благодарения (мистич. автобиография, изложенная в форме молитв), состоящие из 225 глав [3-частный сб-к из 100 «практических и богословских», 25 «умозрительных (гностических) и богословских» и 100 «богословских и практических» глав], 58 гимнов (молитвы, филос. и богословские трактаты, описания мистич. видений, изложенные в поэтич. форме; позднее объединены Никитой Стифатом) и 4 послания частным лицам (посвящены духовному руководству, излагают взгляды на иерархию и таинства, в особенности на таинство исповеди). Принадлежность некоторых сочинений С. Н. Б. не подтверждена (24 алфавитных Слова, трактат «Метод священной молитвы и внимания» и др.). Большинство его сочинений содержат призыв к мистич. единению с Христом (обожению), которое, как он считал, доступно всякому возжелавшему. Отличит. черта учения С. Н. Б. – автобиографич. подход, подробные описания своего опыта видений Божественного света, которые он переживал неоднократно и считал гл. целью аскетич. подвига. В центр духовной и мистич. жизни человека он ставил таинство Евхаристии, отводя ей ключевую роль в деле спасения и приближения человека к Богу.
День памяти – 12(25) марта.